Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 20 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссии от 11 февраля 2023 года N 131/514 "О запрете распространения агитационного печатного материала, представленного кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 ФИО1"
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царёвой М.Г, полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения и апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Избирательной комиссии Сахалинской области от 6 июня 2018 года N 84/517 сформирована Южно-Сахалинская городская территориальная избирательная комиссия.
Постановлением Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссии от 12 декабря 2022 года N 121/453 на 12 марта 2023 года назначены дополнительные выборы депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва по одномандатным избирательным округам N 14 и N 24.
12 декабря 2022 года Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссией принято постановление N 121/454, в соответствии с которым полномочия окружной избирательной комиссии на дополнительных выборах депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва по одномандатным избирательным округам N 14 и N 24 возложены на Южно-Сахалинскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Постановлением Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссии от 3 февраля 2023 года N 129/498 ФИО1, выдвинутая избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Сахалинской области", зарегистрирована в качестве кандидата на дополнительных выборах депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14.
8 февраля 2023 года в Южно-Сахалинскую городскую территориальную избирательную комиссию Сахалинской области от ФИО1 поступило уведомление об изготовлении печатного агитационного материала - плаката "Выборы ДД.ММ.ГГГГ", формат А4; при этом, в качестве изготовителя агитационного материала административный истец указал себя, приложив счета-фактуры и платёжные поручения на оплату приобретения бумаги для офисной техники и картриджей лазерных принтеров.
Постановлением Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссии от 11 февраля 2023 года N 131/514 "О запрете распространения агитационного печатного материала, представленного кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 ФИО1" (далее - Постановление от 11 февраля 2023 года N 131/514) административному истцу на основании пунктов 5, 6 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), частей 5, 6 статьи 54 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N 35-ЗО "О муниципальных выборах в Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N 35-ЗО) запрещено распространение печатного агитационного материала, изготовленного самостоятельно кандидатом тиражом 200 штук на формате листа А4 в желто-красных цветах.
Считая Постановление от 11 февраля 2023 года N 131/514 незаконным, ФИО1 обратилась в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области 20 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 марта 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
27 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области 18 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 мая 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 20 февраля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 марта 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как следует из содержания подпункта 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Согласно пункту 1 и подпункту "в" пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума; предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Кандидаты вправе беспрепятственно распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 1.1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде (пункт 3 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счёт средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8.2 и 9.1 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (пункт 5 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и (или) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктами 9, 9.3 - 9.5 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (пункт 6 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в частях 1, 2, 4, 5, 6 статьи 54 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N 35-ЗО.
Пункт 7 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ к полномочиям избирательных комиссий относит контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации и принятие мер по устранению допущенных нарушений.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в период избирательной кампании по дополнительным выборам депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва по одномандатным избирательным округам N 14 и N 24 лицом, соответствующим требованиям, установленным пунктом 1.1 статьи 54 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, являлся индивидуальный предприниматель ФИО4
В то же время, представленные ФИО1 в избирательную комиссию экземпляр агитационного печатного материала был изготовлен кандидатом самостоятельно с использованием расходных материалов, оплаченных за счёт средств избирательного фонда, что послужило основанием для принятия административным ответчиком Постановления от 11 февраля 2023 года N 131/514.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, проанализировав положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N 35-ЗО, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что у Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссии имелись предусмотренные законом основания для запрета распространения агитационного печатного материала, экземпляр которого был представлен ФИО1, поскольку такой агитационный печатный материал был изготовлен административным истцом без учёта требований, содержащихся в пункте 1.1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 2 статьи 54 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N 35-ЗО.
Распространение ФИО1 соответствующего агитационного печатного материала привело бы к нарушению принципа равенства всех кандидатов.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых решении и апелляционном определении, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств и согласуются с содержанием приведённых положений статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьи 54 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N 35-ЗО.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в силу прямого указания пунктов 5, 6 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, частей 5, 6 статьи 54 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N 35-ЗО
запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В данном случае ФИО1
при изготовлении
агитационного печатного материала данные требования действующего законодательства о выборах не выполнила, на что обоснованно было указано избирательной комиссией в Постановлении от 11 февраля 2023 года N 131/514.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, кроме того, они основаны на неверном толковании норм материального права; эти доводы были предметом судебной проверки судов первой и апелляционной инстанций, им в оспариваемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Само по себе несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права или неправильном применении норм материального права.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, основаны на верной оценке исследованных доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 20 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.