Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" о признании незаконными действий (бездействия) и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, исправительное учреждение), в котором просил признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в отказе изготовить за счет средств административного истца копии материалов личного дела ФИО1, касающихся дисциплинарных производств от 25 октября 2021 года о наложении на него взысканий, и в отказе выдать их на руки административному истцу; обязать исправительное учреждение устранить допущенные нарушения прав ФИО1 посредством обеспечения его права на получение копий необходимых документов из материалов личного дела за счет личных средств административного истца; взыскать с административного ответчика судебные расходы.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 января 2022 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично: признаны незаконными действия ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю по отказу ФИО1 в изготовлении и выдаче за счет личных денежных средств заявителя копий материалов из личного дела по дисциплинарному производству от 25 октября 2021 года; с исправительного учреждения в пользу административного истца взысканы судебные расходы на оплату почтовых расходов в сумме 56 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 апреля 2022 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 20 января 2022 года отменено в части признания незаконными действий ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю об отказе ФИО1 в изготовлении и выдаче за счет его личных денежных средств копий материалов из личного дела по дисциплинарному производству от 25 октября 2021 года. По делу в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 октября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 апреля 2022 года отменено с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение в Хабаровский краевой суд, по результатам которого апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 января 2022 года оставлено без изменения.
4 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 10 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с допущенными судом апелляционной инстанции существенными нарушениями норм процессуального права (по мнению административного истца, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в незаконном составе), а также о направлении административного дела на новое апелляционное рассмотрение.
Помимо ФИО1, представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 1, 2, 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний (часть 1 статьи 12 УИК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ФИО1, отбывающий уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы, с 10 ноября по 19 декабря 2021 года содержался в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В указанный период административный истец устно обращался к администрации исправительного учреждения по вопросу изготовления за счет его личных денежных средств и выдачи копий документов из его личного дела: материалов дисциплинарного производства от 25 октября 2021 года. В удовлетворении данных обращений ФИО1 было отказано.
1 декабря 2021 года административный истец направил на имя начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю письменное заявление в том числе по указанному выше вопросу, по результатам рассмотрения которого ФИО1 в письме от 14 декабря 2021 года за подписью старшего инспектора группы специального учета ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО4 сообщалось, что личное дело осужденного является документом "для служебного пользования" и согласно пункту 37 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 15 августа 2007 года N 161-ДСП (Инструкция о работе спецотделов) при необходимости работники спецотдела знакомят осужденного с содержанием имеющихся в личном деле на него копий приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик путем прочтения ему их вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки из этих документов под контролем сотрудников спецотдела. Документы, необходимые для подачи в суд, запрашиваются судом в учреждении из личного дела в установленном порядке.
Частично удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18 февраля 2000 года N 3-П, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что отказ администрации исправительного учреждения изготовить и выдать административному истцу за счет его средств копии материалов из его личного дела, необходимых для обращения ФИО1 в суд с административным исковым заявлением об оспаривании наложенного на него взыскания, является незаконным, поскольку нарушает право административного истца на получение информации и на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В то же время, поскольку ФИО1 на момент рассмотрения дела в суде не находился ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, а был переведен для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где ему из материалов личного дела уже были выданы копии запрошенных документов, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для возложения на административного ответчика обязанности в порядке пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 103, 106, 111 КАС РФ, взыскал с ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу ФИО1 понесенным им почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела, в сумме 56 рублей.
Оснований не согласится с приведенными выводами судов нижестоящих инстанций, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства, нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах и, учитывая доводы кассационной жалобы, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Ссылки в кассационной жалобе ФИО1 на то, что судьи Хабаровского краевого суда ФИО5 и ФИО6 дважды принимали участие в рассмотрении настоящего административного дела в составе судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда (22 апреля 2022 года и 16 декабря 2022 года), не свидетельствуют о допущенных по делу существенных нарушениях норм процессуального права, поскольку в силу положений части 2 статьи 32 КАС РФ судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, кассационной и надзорной инстанций, тогда как повторное участие судьи, ранее принимавшего участие в рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции, при его новом апелляционном рассмотрении, действующим процессуальным законом не запрещено.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в кассационном определении от 18 октября 2022 года, отменяя апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 апреля 2022 года, не указывала на необходимость нового рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции в ином составе судей (пункт 2 части 1 статьи 329 КАС РФ).
Таким образом, судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела были верно определены и установлены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.