Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царёвой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Благовещенского городского суда Амурской области от 31 августа 2021 года удовлетворено административное исковое заявление военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России): признано незаконным бездействие Минобороны России, связанное с непроведением замены труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером 717, расположенной на территории военного городка N по адресу: "адрес", протяженностью 4 111 погонных метра; на Минобороны России возложена обязанность в срок 1 декабря 2021 года произвести замену труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером 717, расположенных на территории военного городка N 5 по адресу: "адрес", протяженностью 4 111 погонных метра.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 января 2022 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 31 августа 2021 года изменено в части установленного срока его исполнения: судом апелляционной инстанции указано на то, что Минобороны России обязано произвести замену указанных в решении труб теплоснабжения котельной в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2022 года указанные решение суда первой инстанции и апелляционное определение были отменены с направлением административного дела на новое рассмотрение в Благовещенский городской суд Амурской области.
При новом рассмотрении к участию в административном деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"), и филиал ФГБУ "ЦЖКУ" (по Восточному военному округу).
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 27 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 февраля 2023 года, административное исковое заявление военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Минобороны России, ФГБУ "ЦЖКУ", филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" (по Восточному военному округу) удовлетворено:
- признано незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в неорганизации выполнения работ по капитальному ремонту труб теплоснабжения котельной N 717, расположенной на территории военного городка N 5 по адресу: "адрес"; на Минобороны России возложена обязанность в течении 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по капитальному ремонту труб теплоснабжения указанной котельной;
- признано незаконным бездействие ФГБУ "ЦЖКУ", выразившееся в непроведении работ по капитальному ремонту труб теплоснабжения котельной N 717, расположенной на территории военного городка N 5 по адресу: "адрес"; на ФГБУ "ЦЖКУ" возложена обязанность в течении 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести работы по капитальному ремонту труб теплоснабжения указанной котельной N 717, включая работы по капитальному ремонту следующих объектов: трубопровод теплосети 340 п. м. д250; трубопровод теплосети 845 п. м. д219; трубопровод теплосети 293 п. м. д159; трубопровод теплосети 571 п. м. д133; трубопровод теплосети 936 п. м. д103; трубопровод теплосети 174 п. м. д89; трубопровод теплосети 529 п. м. д76; трубопровод теплосети 423 п. м. д57 (общей протяжённостью 4111 п. м.);
- на Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" возложена обязанность ежемесячно с момента вступления решения суда в законную силу в письменной форме сообщать в Благовещенский городской суд Амурской области, а также военному прокурору Благовещенского гарнизона о мерах, приняты для исполнения решения по настоящему административному делу, до момента фактического исполнения судебного решения.
12 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 27 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Благовещенского городского суда Амурской области от 27 сентября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 февраля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
Подпунктами 52, 68 пункта 7 Положения предусматривается, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации; организует выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооружённых Силах Российской Федерации, а также эксплуатацию таких объектов.
Пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В силу пункта 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, а также следует из материалов настоящего административного дела, находящиеся в неудовлетворительном техническом состоянии и требующие проведения капитального ремонта тепловые сети котельной с инвентарным номером 717, расположенной на территории военного городка N 5 по адресу: "адрес", на основании передаточного акта от 10 октября 2017 года N 141/6/01/17 закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ", которое создано на основании приказа Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ").
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" данное бюджетное учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, текущий и капитальный ремонт закреплённых за ним на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которое, в числе прочего, определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Так, пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре.
Жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" несёт ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закреплённых на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" (пункт 15 Руководства). Кроме того, жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункт 16 Руководства).
Удовлетворяя заявленные военным прокурором административные исковые требования, Благовещенский городской суд Амурской области, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проанализировав правовые нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Положения, Руководства, положения Устава ФГБУ "ЦЖКУ", указал в решении, что со стороны Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" допущено незаконно бездействие, связанное с неорганизацией и непроведением капитального ремонта находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии труб теплоснабжения котельной N 717, расположенной на территории военного городка N 5 по адресу: "адрес". При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, возложил на Минобороны России обязанность организовать выполнение работ по капитальному ремонту труб теплоснабжения указанной котельной в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, а на ФГБУ "ЦЖКУ" - обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести работы по капитальному ремонту данных объектов.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, установленные по делу фактические обстоятельства, которые были оценены нижестоящими судебными инстанциями применительно к приведённым положениям действующего законодательства, подтверждают правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в полномочия Минобороны России входят вопросы организации ремонта объектов военной и социальной инфраструктуры Вооружённых Сил Российской Федерации (подпункты 52, 68 пункта 7 Положения), тогда как обязанность проведения капитального ремонта, учитывая требования Руководства и Устава ФГБУ "ЦЖКУ", судами верно возложена на указанное федеральное государственное бюджетное учреждение, которому тепловые сети котельной с инвентарным номером 717, расположенной на территории военного городка N 5 по адресу: "адрес", переданы в оперативное управление.
Использованный судами термин "организация", подразумевает необходимость решения Минобороны России задач публично-властного характера (в том числе распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия) в отношении подведомственных Минобороны России организаций в целях проведения капитального ремонта тепловых сетей котельной.
В свою очередь, возложение на Минобороны России обязанности ежемесячно предоставлять суду первой инстанции и военному прокурору письменную информацию о принятых мерах для исполнения судебного решения (в части возложенной на Минобороны России обязанности по организации выполнения работ по капитальному ремонту) согласуется с содержанием пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, изложенных в решении и апелляционном определении, по существу эти доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем они не могут являться предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, переоценивать имеющиеся в материалах дела доказательства (часть 3 статьи 329 КАС РФ).
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.