Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу Аргунова Станислава Викторовича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2023 года, принятые по административному делу N 2а-794/2023, по административному иску Аргунова Станислава Викторовича к Управлению федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), отделу лицензионно разрешительной работы Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя административного истца Чернышовой О.А, представителя Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), отдела лицензионно - разрешительной работы Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Иванова С.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Аргунов С.В. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просил обязать административных ответчиков отменить заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия; возложить обязанность вернуть ружья: Вепрь- 223, кал.223 rem, МН N, 2009; МР-155, кал.12/76, N, 2022.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Аргунова С.В. старшим инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Якутску и городскому округа "Жатай" Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Протопоповым И.И. вынесено заключение об аннулировании разрешений на хранение и ношение оружия в связи с привлечением его к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо (далее - КоАП РФ) на основании пункта 5.1 статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N150-ФЗ "Об оружии", то есть в связи с наступлением обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего владения оружием.
Административный истец не согласен с такими заключениями, поскольку административное правонарушение было совершено им ДД.ММ.ГГГГ, к административной ответственности он привлечен ДД.ММ.ГГГГ, то есть административное правонарушение совершено до вступления в законную силу пункта 5.1 статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), явившегося основанием для принятия оспариваемого решения.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2023 года в удовлетворении административных требований Аргунова С.В. отказано.
12 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Аргунова С.В, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 28 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на нарушение судами норм материального права, полагая, что в данном случае необходимо руководствоваться положениями статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, а также необходимо учитывать положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Полагает, что нужно исходить из даты совершения административного правонарушения, а не из даты вступления постановления об административном правонарушении в законную силу.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 года кассационная жалоба Аргунова С.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явились представители административного истца и административных ответчиков.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие при обороте оружия, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон "Об оружии", Закона об оружии).
Предоставляя гражданам Российской Федерации право иметь в собственности (право приобретать, хранить, носить, использовать) гражданское оружие, то есть оружие, предназначенное для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охоты (статья 3), Закон "Об оружии" устанавливает лицензионный (разрешительный) порядок приобретения, хранения и ношения гражданского оружия (статья 9) и предусматривает ряд обстоятельств, наличие которых исключает возможность получения лицензий на приобретение оружия или разрешений на его хранение или хранение и ношение, а также влечет за собой аннулирование ранее выданных лицензий и разрешений органами, выдавшими эти лицензии или разрешения (статья 13 и пункт 3 части первой статьи 26) (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2013 года N 126-О и от 24 ноября 2016 года N 2534-О).
Аргунов С.В. является владельцем оружия марки: 1) вепрь-223, кал.223 rem, МН N, 2009; 2) МР-155, кал.12Х76, N, 2022.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Аргунов С.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии опьянения, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка N "адрес" Аргунов С.В. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30000 рублей за управление ДД.ММ.ГГГГ транспортным средством, будучи лишенным права управления транспортными средствами. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованием пункта 5.1 статьи 13 Закона об оружии начальником отдела лицензионно-разрешительной работы по г.Якутску и ГО Жатай утверждено заключение инспектора Протопопова И.И. об аннулировании разрешений на хранение и ношение оружия серия РОХа N, N от 25 мая и ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ указанное заключение получено Аргуновым С.В.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что должностное лицо, установив возникновение предусмотренных пунктом 5.1 части 20 статьи 13 Закона об оружии обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего действия разрешения на хранение и ношение оружия, обоснованно принял решение об аннулировании данного разрешения, при этом суд исходил из того, что Аргунов С.В. считается привлеченным к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 КоАП РФ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия пункта 5.1 части 20 статьи 13 Закона об оружии.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Согласно Федеральному закону "Об оружии" абзац 4 пункт 1 статья 27, аннулирование в установленном порядке лицензии и (или) разрешения на оружие влечет изъятие оружия и патронов к нему.
В силу пункта 3 статьи 26 Закона об оружии лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, и изымаются в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных в том числе пунктом 5.1 части 20 статьи 13 Закона об оружии.
В соответствии с пунктом 5.1 части 20 статьи 13 Федерального закона "Об оружии" лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, а также привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, либо невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, - до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N231-ФЗ) часть 20 статьи 13 Закона об оружии была дополнена пунктом 5.1, согласно которому привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, лицензия на приобретение оружия не выдается.
Пункт 5.1 вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 6 ФЗ N-ФЗ по истечении одного года после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ).
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу постановление о привлечении Аргунова С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административный арест.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, и с учетом действия пункта 5.1 части 20 статьи 13 Закона об оружии с ДД.ММ.ГГГГ возникли предусмотренные пунктом 5.1 части 20 статьи 13 Закона об оружии обстоятельства, исключающие возможность дальнейшего действия разрешения на хранение и ношение оружия, в связи с чем у административного ответчика имелись правовые основания для принятия решений об аннулировании данных разрешений.
Доводы кассационной жалобы о том, что в данном случае необходимо учитывать дату совершения административного правонарушения, а не дату вступления постановления об административном правонарушении в законную силу, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, верно отклонены как основанные на неверном толковании норм материального права. При этом суды верно исходили из того, что согласно части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 указанной статьи.
С учетом изложенного, Аргунов С.В. считается привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 КоАП РФ, с даты вступления в законную силу постановления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в период действия положения пункта 5.1 части 20 статьи 13 Закона об оружии.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аргунова Станислава Викторовича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.