Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Прасоловой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой А.А. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 к областному государственному бюджетному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО" о возложении обязанности, по кассационной жалобе ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО" на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 2 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Макарова А.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, обратилась в суд с иском, указав, что 25.02.2022 ответчик выдал свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью 42, 9 кв.м, стоимостью одного кв.м в размере 78 184 руб, размером выплаты 3 354 093, 60 руб. Утраченное жилое помещение включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года, в IV квартале 2021. Согласно утверждённому распоряжением правительства ЕАО N 525-рп порядку выплата рассчитывается из стоимости квадратного метра, определённого Минстроем России на дату утверждения Перечня губернатором ЕАО. В соответствии с приказом Минстроя России от 28.09.2021 N 699/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на IV квартал 2021 года" средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в ЕАО составляет 93 908 руб. Таким образом, размер выплаты (3 354 093, 60 руб.), рассчитанный ОГБУ "МФЦ" с учётом общей площади жилого помещения, а также стоимости одного квадратного метра на 4 квартал 2021 года, является незаконным.
Истица просила суд обязать ОГБУ "МФЦ" внести изменения в выданное свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения N от 25.02.2021, в графе "стоимость 1 кв.м общей площади жилья" указать "105 513 руб.", в графе "размер выплаты" указать "4 526 507, 70 руб.".
Определениями суда в качестве третьих лиц, не; заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, мэрия города МО "Город Биробиджан" ЕАО, УМВД России по ЕАО, Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, комитет (в настоящее время департамент) социальной защиты населения правительства ЕАО, губернатор ЕАО, ГУ МЧС России по ЕАО, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 18 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 2 ноября 2022 года, исковые требования Макаровой А.А. удовлетворены.
Постановлено обязать ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" внести изменения в выданное 25.02.2022 Макаровой А.А. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения N в графе "Стоимость 1 кв.м общей площади жилья" указать "105 513 руб.", в графе "Размер выплаты" указать "4 526 507, 70 руб.".
В кассационной жалобе ОГБУ "МФЦ" просит об отмене судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального права. Истец установилапо решению Биробиджанского районного суда от 23.12.2021 право на получение мер господдержки, то есть на правоотношения, возникшие на дату ЧС (сентябрь 2020 года). В связи с чем, не имеет правового значения довод, когда спорное помещение включили в Перечень. Полагает, что суд первой инстанции не применил постановление правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, своим решением подменил орган государственной власти, наделенный полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима ЧС, увеличил стоимость одного квадратного метра, что является недопустимым.
В возражениях на кассационную жалобу Макарова А.А. указывает на отсутствие оснований для отмены судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущены.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, в редакции, действовавшей на момент чрезвычайной ситуации 2020 года, для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мероприятий, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечни жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь повреждённых жилых помещений.
Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Объём бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мероприятий, определяется исходя из общей площади утраченных жилых помещений, указанных в перечнях, с учётом положений пункта 11 настоящих Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 11 названных Правил при расчёте размера трансферта учитываются на цели приобретения или строительства жилых помещений, предусмотренные подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, а также на цели приобретения жилых помещений, предусмотренные подпунктами "в" и "г" пункта 5 настоящих Правил, - показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.
При этом согласно пункту 15 указанных Правил порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта повреждённых жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 N-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок). Распоряжение распространяется на правоотношения, возникшие с 14.09.2020.
В силу пункта 9 Порядка размер выплаты определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области Перечня.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 23.12.2021 по гражданскому делу N 2-3390/2021 за Макаровой А.А, несовершеннолетними ФИО2, ФИО3, ФИО4 признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с повышением отметок опасного явления.
На мэрию города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО возложена обязанность направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО сведения для включения жилого помещения по адресу: "адрес", в перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.
На ОГБУ "МФЦ" возложена обязанность включить Макарову А.А, несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного на площадь жилого помещения 42, 9 кв.м.
25.02.2022 Макаровой А.А, как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО и в 2020 году, выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения N на сумму 3 354 093, 60 руб, исходя из общей площади жилого помещения 42, 9 кв.м и стоимости одного кв.м общей площади жилья 78 184 руб.
Согласно материалам дела, жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, "адрес", включено в утверждённый губернатором ЕАО Перечень утраченных жилых помещений во II квартале 2022 года (07.06.2022).
В соответствии с приказом Минстроя России от 29.03.2022 N 215/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2022 года" средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на II квартал 2022 года в ЕАО составляла 105 513 руб.
Разрешая спор, руководствуясь вышеназванными нормами права, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер стоимости одного квадратного метра жилого помещения должен определяться по состоянию на II квартал 2022 года в соответствии с приказом Минстроя России от 29.03.2022 N 215/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2022 года", и составлял 105 513 руб, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судом противоречащими закону.
Так, согласно подпункту "а" пункта 11 Правил N 1327 (редакция от 09.08.2021 N1323, подпункт 10 пункта 3 которого вступил в силу 01.01.2022) при расчета трансфера учитываются:
на цели приобретения и строительства жилых помещений, предусмотренные подпунктом "а" Правил N 1327, для граждан, указанных в подпунтах "а" - "в" пункта 6 Правил N1327, а также на цели приобретения жилых помещений, предусмотренные подпунктами "в" и "г" пункта 5 Правил N1327, - показатели средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями (с учетом положений пункта 12 Правил N 1327)
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив, что чрезвычайная ситуация имела место в сентябре 2020 года, исходил из того, что в перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванного подтоплением в сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области, жилое помещение истца включено 07.06.2022, между тем, требования вышеназванного закона не учел, в связи с чем, принял не законное решение.
Вывод суда о том, что право истцов на получение мер господдержки, установлено решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 23.12.2021, в связи с чем, на данные правоотношения распространяет действие подпункт "а" пункта 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 N1327, согласно которому - показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней, судебная коллегия считает неверным, поскольку на день включения спорного жилого помещения в Перечень жилых помещений, указанный пункт признан недействующим.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 2 ноября 2022 года, которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 2 ноября 2022 года отменить, дело направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.