Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Наконечной Е.В, судей Панфиловой Л.Ю, Бузьской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Середа С.В. к прокуратуре Республики Саха (Якутия) о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе прокуратуры Республики Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда республики Саха (Якутия) от 6 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Плетневой С.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Середа С.В. обратился в суд с иском по указав, что с 2006 года проходил службу в органах прокуратуры, уволен с 24.02.2022 с должности заместителя прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, имеет стаж работы в районах Крайнего Севера свыше 15 лет. Ему назначена пенсия по последнему месту службы с учетом районного коэффициента в размере 2, 0. В мае 2022 года он переехал в город Якутск в связи с трудоустройством, о чем в установленном порядке им сообщено в кадровое подразделение прокуратуры. С 01.06.2022 ему изменен размер пенсии в связи с изменением места жительства с сохранением предельного размера районного коэффициента 1, 5 Указывая на нарушение гарантированных Конституцией РФ и действующим законодательством Российской Федерации прав на пенсионное обеспечение, с учетом уточненных требований просил признать незаконными действия ответчика по установлению районного коэффициента в размере 1, 5 при начислении пенсии по выслуге лет; возложить на ответчика обязанность применять районный коэффициент в размере 2, 0, а также произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента в размере 2, 0, начиная с 01.06.2022.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия прокуратуры Республики Саха (Якутия) по установлению Середа С.В. районного коэффициента в размере 1, 5 при начислении пенсии по выслуге лет, на прокуратуру Республики Саха (Якутия) возложена обязанность при начислении пенсии по выслуге лет Середа С.В. применять районный коэффициент в размере 2, 0, а также произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом данного районного коэффициента, начиная с 01.06.2022.
В кассационной жалобе прокуратура Республики Саха (Якутия) просит отменить постановления судов. Указывает, что при выезде граждан за пределы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительство фиксированный базовый размер трудовой пенсии определяется на общих основаниях без учета районного коэффициента, что не было учтено судами.
В возражениях на кассационную жалобу Середа С.В. указал на отсутствие оснований для отмены судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 Гражданско-процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Середа С.В. в период с 2006 год по 2022 год проходил службу в органах прокуратуры в районах Крайнего Севера, приказом прокурора Республики Саха (Якутия) от 20.05.2009 N-к назначен на должность заместителя прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия).
Приказами прокурора Республики Саха (Якутия) от 30.08.2021 N-к и от 01.11.2021 N-к Середа С.В. уволен со службы из прокуратуры Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) района с 25.02.2022 в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, стаж службы в районах Крайнего Севера составляет свыше 15 лет.
02.03.2022 истец подал заявление о назначении пенсии по выслуге лет.
29.04.2022 и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) утверждено заключение N о назначении пенсии за выслугу лет.
07.06.2022 в прокуратуру Республики Саха (Якутия) поступило уведомление Уполномоченного по правам человека по Республики Саха (Якутия) и его аппарата от 20.05.2022 N-ДПС о приеме Середа С.В, ранее замещавшего должность заместителя прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) на работу по срочному служебному контракту от 11.05.2022 на должность и.о. старшего референта отдела Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), о чем вынесено распоряжение от 11 мая 2022 года N-к.
12.07.2022 прокурором Республики Саха (Якутия) утверждено заключение N о перерасчете размера пенсии в соответствии с абзацем 3 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N в связи с изменением места проживания с сохранением предельного размера коэффициента 1, 5.
На обращение истца о применении районного коэффициента 2, 0 и перерасчете пенсии ответчиком направлен ответ от 09.08.2022 N об отсутствии нарушений при перерасчете пенсии.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.08.2022 N жилое помещение с кадастровым N, общей площадью 54, 7 кв.м, расположенное по адресу: Республики Саха (Якутия), "адрес", принадлежит Середа С.В. на праве собственности с 11.03.2013.
На момент вынесения приказа об увольнении, назначении пенсии по выслуге лет, и по настоящее время Середа С.В. зарегистрирован по адресу: Республики Саха (Якутия), "адрес".
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца за назначением пенсии он постоянно проживал и имел постоянную регистрацию по месту жительства в Нижнеколымском районе, доказательств его переезда в г. Якутск или другую местность ответчиком не представлено. Вместе с тем судом первой инстанции при разрешении спора было учтено, что из уведомления Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) и его аппарата следует, что истец принят на работу 11.05.2022, то есть уже после назначения пенсии, при этом он принят на работу по срочному трудовому контракту, уведомление направлено в отдел кадров прокуратуры в установленном порядке 20.05.2022. Поскольку по вине ответчика, за период с 01.06.2022 истцом недополучена пенсия в размере районного коэффициента 0, 5 в связи чем, требования истца о возложении на прокуратуру Республики Саха (Якутия) обязанности произвести перерасчет пенсии районного коэффициента в размере 2, 0, суд первой инстанции признал законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов законными и обоснованными.
Согласно абзацу 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 данного Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статьей 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1).
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников, пенсионное обеспечение которых возложено на органы прокуратуры, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников, военнослужащих органов и организаций прокуратуры и членов их семей, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 04.12.2009 N 374.
В соответствии с данной Инструкцией, пенсии в органах прокуратуры следователям, прокурорам (к их числу относятся помощники прокуроров) назначаются пенсионными службами прокуратур субъектов Российской Федерации по месту жительства или по месту увольнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия) устанавливается районный коэффициент в размере 2, а в г. Якутске - районный коэффициент 1, 4.
В соответствии с частью второй статьи 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Пунктом 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" установлено сохранять размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента, установленного в этих районах и местностях для военнослужащих и сотрудников, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
Из приведенных нормативных положений, регулирующих порядок пенсионного обеспечения лиц, в том числе проходивших службу в органах прокуратуры, следует, что пенсия за выслугу лет лицам, проходившим такую службу, начисляется с применением соответствующего районного коэффициента, если они проживают в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями именно на момент назначения пенсии по выслуге лет. При этом, обязательным условием для сохранения районного коэффициента в случае переезда к новому месту жительства пенсионера необходимо наличие стажа работы в районах Крайнего Севера - 15 лет и 20 лет - в местностях, приравненных к ним.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, Середа С.В, как лицо, которому была назначена пенсия по месту жительства и регистрации в Нижнеколымском районе Республике Саха (Якутия), где подлежит применению районный коэффициент 2, 0 и имеющего стаж службы в органах прокуратуры Республики Саха (Якутия) более 15 лет на момент увольнения, имеет право на сохранение ранее установленного районного коэффициента и при временной перемене места жительства.
Данных о том, что на момент назначения пенсии местожительство истца было изменено, стороной ответчика не представлено.
Буквальное толкование абзаца 3 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 подразумевает, что данная норма применяется к лицам, имеющим необходимый стаж службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но до момента назначения пенсии по выслуге лет выехали для проживания в местность, где районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
Вопреки доводам кассационной жалобы, данных о том, что Середа С.В. сменил место жительство, не представлено, а наличие срочного трудового договора, не свидетельствует о том, что истец переехал на постоянное место жительство в г.Якутск.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию ответчика с произведенной судами обеих инстанций оценкой доказательств и оспариванию установленных на их основании обстоятельств, а также неверным толкованием норм материального права, однако такие доводы не могут послужить основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления, поскольку в силу ст. ст. 67 и 327.1 Гражданско-процессуального кодекса РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:
решение Якутского городского суда Республика Саха (Якутия) от 6 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу прокуратуры Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.