Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Бузьской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таран С.Н. к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения об обнаружении ошибки, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по старости, возвратить удержанные суммы, по кассационной жалобе Таран С.Н. на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Таран С.Н. обратился в суд к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда по Республике Саха (Якутия) (далее - Пенсионный орган) с иском о признании незаконным решения об обнаружении ошибки, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по старости с 01.12.2021, возвратить удержанные суммы в размере 15 926, 20 руб, ссылаясь на то, что 19.02.2020 ему была назначена страховая пенсия по старости в размере 6 420 руб, которую получал до ноября 2021 года. С его банковского счета в Пенсионный фонд были изъяты и возвращены денежные средства, а именно 16.11.2021 в размере 9 148, 55 руб, 19.11. 2021 - 6 777, 65 руб. Неоднократно обращался к ответчику о разъяснении прекращения выплат, на что 02.08.2022 получил ответ о том, что 15.11.2021 принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и других выплат. На основании данного решения ему прекращена выплата страховой пенсии по старости с 01.12.2021.
Просит признать незаконным решение об обнаружении ошибки, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по старости с 01.12.2021, возвратить удержанные суммы в размере 15 926, 20 руб.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Таран С.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2022 года, решение суда первой инстанции отменить в части, взыскать с Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда по Республики Саха (Якутия) в пользу Таран С.Н. удержанную сумму в размере 15 926, 20 руб.
В кассационной жалобе Таран С.Н. просит отменить судебные постановления, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Настаивает на том, что в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, лица перечисленные в статье 1 названного закона, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Настаивает на том, что ему северный стаж может учитываться как календарно, так и год за полтора. Считает, что отказывая ему в его требованиях суды неверно применили закон, подлежащий применению.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении. Судебная коллегия, в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, Таран С.Н. получает военную пенсию как сотрудник органов внутренних дел.
С 19.02.2020 Таран С.Н. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сумме 6 777, 65 руб.
15.11.2021 Пенсионным органом вынесено решение N об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и других выплат, устранить вышеуказанную ошибку, выплату страховой пенсии по старости военнослужащим без фиксированной выплаты прекратить с 01.12.2021.
Таран С.Н, не согласившись с данным решением Пенсионного органа, обратился с вышеуказанными требованиями в суд.
Периоды работы истца в районах Крайнего Севера с 25.10.1978 по 24.10.1979 и с 12.01.1982 по 31.12.1991 включаются в общий страховой стаж календарно.
Периоды работы в районах Крайнего Севера с 01.011992 по 06.03.1992 включаются в страховой стаж год за полтора.
С 01.01.2002 периоды работы в районах Крайнего Севера включаются в общий стаж календарно.
Таким образом, при назначении страховой пенсии по старости стаж работы в районах Крайнего Севера с 25.10.1978 по 31.12.2001 ошибочно подсчитан год за полтора, что повлекло неправомерное назначение страховой пенсии по старости и переплаты выплаты пенсии с 19.02.2020 по 30.11.2021.
Пенсионным фондом вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от 15.11.2021 N.
Разрешая спор и отказывая Таран С.Н. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий Пенсионного фонда по снижению размера страховой пенсии по старости, возложении на пенсионный орган обязанности возобновить выплату страховой пенсии по старости, возвратить удержанные суммы, суд первой инстанции руководствуясь положениями части 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указал на то, что страховая пенсия по старости выплачивалась истцу необоснованно в связи с отсутствием у него права на нее. При этом суд принял во внимание, что в результате устранения допущенной ошибки в виде прекращения выплаты страховой пенсии, истец, получающий военную пенсию, как сотрудник органов внутренних дел, не лишается средств к существованию.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и исходил из того, что поскольку действия ответчика при обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) истцу и расчете пенсии истца в период с 25.10.1978 по 31.12.2001 (подсчитан год за полтора), в соответствии с действующим законодательством не противоречат положениям ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, в силу которой, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при перерасчете размера страховой пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Так, право на страховую пенсию по старости истцу определено ответчиком в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и с применением п. 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Соответственно, периоды работы истца в районах Крайнего Севера с 25.10.1978 по 24.10.1979, с 12.01.1982 по 31.12.1991 и с 01.01.2002 включены в стаж работы календарно, период с 01.01.1992 по 06.03.1992 включен в страховой стаж год за полтора, в связи с чем, указание судом на подсчет стажа календарно прав Таран С.Н. не нарушает, поскольку ответчиком подсчет стажа произведен правильно с учетом периодов работы в районах Крайнего Севера. Исходя из того, что при назначении страховой пенсии по старости стаж работы истца в районах Крайнего Севера с 25.10.1978 по 31.12.2001 ошибочно подсчитан как год за полтора, данное обстоятельство повлекло неправомерное назначение страховой пенсии по старости и переплаты выплаты пенсии с 19.02.2020 по 30.11.2021, что явилось основанием для устранения данной ошибки в соответствии с п. 4 ст. 28 указанного Закона и прекращения выплаты с 01.12.2021 на основании решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии.
Руководствуясь положениями ст.ст. 60, 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, суд апелляционной инстанции принимая во внимание, что действующим законодательством не предусмотрено возможности удержания с пенсионеров (при отсутствии недобросовестности с их стороны или счетной ошибки) излишне выплаченных сумм пенсии, которые образовались в связи с неисполнением пенсионным фондом возложенных на него обязанностей по проверки правильности начисления пенсии, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца удержанную пенсию в размере 15 926, 20 руб.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, считает выводы судов законными и обоснованными.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01.01.2015 введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О страховых пенсиях" целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В п. 5 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" для целей этого федерального закона дано понятие установления страховой пенсии, как назначения страховой пенсии, перерасчета и корректировки ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Таким образом, одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Положениями статьи 94 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере.
Указанными статьями регулировалось назначение пенсий на общих основаниях (ст. 10), на льготных основаниях (ст. 11), в связи с особыми условиями труда (ст. 12), по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания.
Назначение пенсии в связи с работой на Крайнем Севере регулировалось статьей 14 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.
К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, стаж в полуторном исчислении может быть учтен при подсчете трудового стажа при назначении пенсии только на общих основаниях, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда, иного порядка льготного назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, законодательством не предусмотрено.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина И.", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом, как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем, соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем, чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан").
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Таран С.Н. о том, что северный стаж может учитываться только в календарном исчислении, поскольку Пенсионный фонд указал, что северный стаж может учитываться как календарно, так и год за полтора, являются необоснованными, поскольку стаж в полуторном исчислении может быть учтен при подсчете трудового стажа при назначении пенсии только на общих основаниях, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда, иного порядка льготного назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, законодательством не предусмотрено.
Установив включение пенсионным органом спорных периодов в страховой стаж в календарном порядке, что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, суд правильно исчислил спорные периоды ввиду нормативно-правового регулирования правоотношений на момент их возникновения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив все представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности возобновить истцу выплату.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2022 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Таран С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.