Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазаловой Н.А, Волынец А.С. к Городскому округу "г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края" в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности заключить соглашение на выкуп жилого помещения и земельного участка, по кассационной жалобе Мазаловой Н.А. на решение Центрального районного г.Комсомольск-на-Амуре от 14 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Мазалова Н.А, Волынец А.С. обратились в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что они являются долевыми собственниками (по 1/2 доли) в праве собственности на "адрес". Заключением межведомственной комиссии муниципального образования городской округ гор. Комсомольск-на-Амуре от 14.08.2020 спорная квартира признана непригодной для проживания. Администрация города требует истцов освободить указанное жилое помещение без предоставления равноценного возмещения, чем нарушает их конституционные права.
Просили суд возложить на ответчика обязанность заключить с истцами соглашение о выкупе спорного жилого помещения и земельного участка по рыночной цене.
Определением суда от 25.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены КГКУ "Центр социальной поддержки населения по гор. Комсомольску-на-Амуре", Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Определением суда от 04.05.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 14 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 января 2023 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Мазалова Н.А. просит отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что суды не применили закон, подлежащий применению, а также не учли судебную практику по аналогичным спорам.
В возражениях на кассационную жалобу Минсоцзащиты Хабаровского края указывает на отсутствие оснований для отмены судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с ч.1 ст.235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка на основании ст.239 Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст.235 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", судам следует учитывать, что, в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае, согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса, применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи. При этом положения ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N5, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, несоблюдение компетентными органами процедуры изъятия жилого помещения, установленной ст. 32 Жилищного кодекса РФ, не препятствует собственнику данного жилого помещения требовать в связи с изъятием выплаты возмещения, не должно умалять права истца и препятствовать их восстановлению.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане РФ имеют право, в числе прочего, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N1327 установлен порядок получения субъектами РФ средств из резервного фонда Правительства РФ на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций.
Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывают списки граждан, указанные в п. 17 настоящих Правил, в части подтверждения наличия у граждан права собственности на утраченные жилые помещения и поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения (п.18 Правил N1327).
Учитывая, что перечисленные из Российской Федерации Хабаровскому краю трансферты являются целевыми денежными средствами, выплата на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного может предоставляться исключительно в соответствии с Правилами N1327 гражданам, являвшимся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющим на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (пп."а" п.1.2 Порядка N440).
В целях реализации Правил N1327 постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N440-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края.
Согласно п. 1.2 Порядка 440-пр, право на получение мер поддержки имеют граждане РФ, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Подпунктом "в" п.1.2 Порядка 440-пр предусмотрено, что право на получение мер поддержки так же имеют не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственники утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Согласно п.1.5 Порядка 440-пр право на получение меры поддержки имеют граждане - собственники поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Волынец А.С. и Мазалова Н.А. на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 03.12.2019 являются долевыми собственниками "адрес" (по 1/2 доли).
Право собственности зарегистрировано в ЕГРН за Мазаловой Н.А. - 28.04.2020, за Волынец А.С. - 03.12.2019.
Распоряжением Правительства Хабаровского края N623-рп от 29.07.2019 в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края N1688-па от 01.08.2019 на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" введен режим ЧС.
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 23.08.2019 N1826-п "Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
Жилой дом N расположен в границах зоны затопления (подтопления).
Заключением городской межведомственной комиссией от 14.08.2020 N спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре N1576-па от 17.08.2020 жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 11.09.2020 N439-ра "Об организации выселения граждан в связи с признанием спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу", управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города поручено подготовить списки лиц, выселяемых из жилых помещений дома по "адрес", списки передать в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре".
Уведомлением N от 03.09.2020 Мазаловой Н.А. и Волынец А.С. отказано во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории "адрес" в период июля-сентября 2019 года по причине отсутствия права - в связи с регистрацией права собственности на спорное жилое помещение Мазаловой Н.А, Волынец А.С. - позже даты объявления ЧС.
Установлено, что на момент введения чрезвычайной ситуации на территории г.Комсомольска-на-Амуре у истцов на праве собственности имелись иные пригодные для проживания жилые помещения.
Согласно выписке из ЕГРН от 10.03.2022 в собственности Волынец А.С. с 18.12.2007 находится жилое помещение по адресу: "адрес"; с 25.05.2009 жилое помещение по адресу: "адрес".
В собственности Мазаловой Н.А. с 15.09.2012 находится жилое помещение по адресу: "адрес", на основании договора дарения.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходил из того, что истцы право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края, в период с июля по сентябрь 2019 года не имеют, поскольку на момент возникновения введения режима чрезвычайно ситуации истцы имели в собственности иные жилые помещения, пригодные для проживания, права собственности истцов на спорное жилое помещение, возникло после даты введения режима чрезвычайно ситуации.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального и процессуального права и подтверждены материалами дела.
Вопреки доводам кассатора, предоставление жилья гражданам, занимающих жилые помещения по договору социального найма или находящиеся в их собственности, является мерой социальной поддержки и регулируется Порядком предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N440-пр. Между тем, установив, что истцы на день введения чрезвычайной ситуации являлись собственниками жилых помещений, пригодных для проживания, а также принимая во внимание, что право собственности на спорное жилое помещение у истцов возникло после даты введения ЧС, суды верно применили нормы материального права к данным правоотношениям и не нашли оснований для удовлетворения исковых требований.
Иные доводы кассационной жалобы, фактически направлены на несогласие с выводами судебных инстанций и на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов суда об установленных ими обстоятельствах.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального и норм процессуального права.
Несогласие с оценкой доказательств к таким основаниям не относятся.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре от 14 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мазаловой Н.А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.