Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Прасоловой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульчугачева А.С. к администрации муниципального образования "Город Мирный" о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности, перерасчёте пенсии, по кассационной жалобе Ульчугаева А.С. на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Ульчугачев А.С. обратился в суд к администрации муниципального образования "Город Мирный" с иском о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности, перерасчёте пенсии.
В обоснование требований указал, что является получателем муниципальной пенсии за выслугу лет как лицо, занимающее муниципальную должность-руководитель контрольного органа муниципального образования "Город-Мирный". Должностные обязанности им осуществлялись в период с 06.03.2007 по 30.04.2022, вместе с тем, ответчик необоснованно при исчислении пенсии исчислил период нахождения истца в муниципальной должности с мая 2014 года по апрель 2022 года. Просил обязать ответчика включить в стаж нахождения на муниципальной должности период с 06.03.2007, произвести расчет и произвести начисление пенсии с учетом указанного периода работы.
Решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 февраля 2023 года, в иске отказано.
В кассационной жалобе Ульчугаев А.С. просит об отмене судебных постановлений. Настаивает на том, что весть период времени, он занимал одну и ту же должность. Указывает, что несоответствие регионального законодательства федеральным основам и принципам организации местного самоуправления, неверное отнесение должности руководителя контрольного органа поселения к должностям муниципальной службы вместо муниципальной должности привело к необоснованному и несправедливому лишению его права на включение в трудовой стаж периода нахождения на муниципальной должности с 06.03.2007 до мая 2014 года и, соответственно, уменьшении пенсии за выслугу лет.
В силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.04.2007 Ульчугачев А.С. назначен на муниципальную службу для замещения должности муниципальной службы руководителя Контрольно-ревизионной службы МО "город Мирный".
С 01.05.2014 истец Ульчугачев А.С. переведен с муниципальной службы на муниципальную должность председателя Контрольно-счетной палаты МО "Город Мирный" на основании распоряжения городской администрации от 01.08.2014 N 2-к, которое, в свою очередь, было издано согласно решениям городского Совета депутатов от 11.04.2014 N III-13-2 "О внесении изменений в Перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, образуемых в МО "Город Мирный", утвержденный решением городского Совета депутатов от 27.03.2008 N 6-14, от 30.06.2014 N III-16-5 "О внесении изменений в решение городского Совета от 30.12.2008 N 12-4 "О денежном вознаграждении выборных должностных лиц и денежном содержании муниципальных служащих МО "Город Мирный" Мирнинского района Pеспублики Саха (Якутия)".
Ульчугачев А.С. обратился в комиссию администрации МО "Город Мирный" об установлении пенсии за выслугу лет. Решением комиссии администрации МО "Город Мирный" ему рассчитана пенсия за выслугу лет с учетом стажа замещения муниципальной должности с 17.04.2014- 8 лет 3 дня.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Федеральным законом N 387-ФЗ внесены поправки в статью 2 Федерального закона N 131-ФЗ, которыми уточнено определение лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно новой редакции абзаца 19 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо, замещающее муниципальную должность - это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса; работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.
Лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими. Их статус регулируется законодательством, устанавливающим специфику осуществления соответствующих полномочий (законодательством о местном самоуправлении, о контрольно-счетных органах, избирательным законодательством и т.д.) и не регулируется Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", что прямо предусмотрено частью 2 статьи 1 указанного Федерального закона.
Частью 2 статьи 3 Закона Республики Cаха (Якутия) о пенсии установлено, что определение размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, осуществляется в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 535-3 N 1073-III "О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) "О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)")
Согласно статье 4 Закона Pеспублики Cаха (Якутия) о пенсии лица, замещавшие муниципальные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Республики Саха (Якутия) "О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", в муниципальном образовании на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет бюджета муниципального образования, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии следующих условий:
1) назначение страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях";
2) стаж замещения муниципальной должности не менее четырех лет;
3) освобождение от должности в связи с прекращением полномочий (за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, а также в связи с удалением в отставку, отзывом избирателями, отрешением от должности) по одному из следующих оснований:
а) отставка по собственному желанию;
б) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
в) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретение им гражданства (подданства) иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
г) установленная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
д) досрочное прекращение полномочий соответствующего органа муниципального образования, изменение порядка формирования представительного органа муниципального образования, преобразование, упразднение муниципального образования.
Статьей 7.1 указанного закона установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, включаются периоды работы на:
1) государственных должностях Российской Федерации;
2) государственных должностях субъектов Российской Федерации;
3) муниципальных должностях.
Стаж для установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, исчисляется календарно, льготное исчисление не применяется.
Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности от четырех до семи лет, устанавливается в размере 55 процентов, от семи до двенадцати лет - 75 процентов, от двенадцати до пятнадцати лет - 85 процентов и свыше пятнадцати лет - 95 процентов их месячного денежного вознаграждения по соответствующей муниципальной должности с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 95 процентов месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лица, замещавшего муниципальную должность.
Законом Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 N 1266-3 N 87-V "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)" в раздел 1 части 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 535-3 N 1073-III "О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)" были внесены дополнения, в части включения в перечень муниципальных должностей председателя контрольно-счетного органа. Изменения вступили в силу по истечении десяти дней со официального опубликования вышеуказанного закона 03 марта 2014 года.
Решением городского Совета депутатов от 11.04.2014 N III-13-2 также в части дополнения в Перечень муниципальных должностей включена муниципальная должность председателя контрольно-счетной органа, о чем внесены изменения в ранее принятое решение от 27.03.2008 N 6-14. Данное решение было опубликовано 17.04.2014.
Принимая решение, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам мт.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, пришел к выводу, что на муниципальную должность Ульчугачев А.С. назначен с 01.05.2014, в связи с чем нарушений прав со стороны ответчика судом не установлено. Стаж истца, дающий право на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, рассчитан на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2011 1012-3 N 909-IV "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)".
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов верными.
Как верно указано судами, исходя из Положения о контрольно-ревизионной службе муниципального образования "Город Мирный" Республики Саха (Якутия), утвержденного на сессии Городского Совета 16.06.2006 за N 9-14, руководитель данной службы является муниципальным служащим, на которого распространяется действие федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), муниципальных нормативных правовых актов о муниципальной службе (пункт 2.5), что также отражено в срочном трудовом договоре, заключенном с истцом.
На том основании, что Ульчугачев А.С. являлся муниципальным служащим, истец просит признать право на включение периода работы в данной должности в стаж работы на муниципальной должности.
Между тем, должность председателя контрольно-счетного органа, которую занимал Ульчугачев А.С, была включена в реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) только с указанной даты, соответственно, суды обосновано пришли к выводу об исчислении стажа работы истца на муниципальной должности с указанного периода до момента увольнения с учетом требований федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия).
Вопреки доводам кассационной жалобы, о несоответствии регионального законодательства федеральным основам и принципам органа местного самоуправления, в силу положений статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Пунктом 4 статьи 7 Федерального Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальных служащих субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, муниципальной службы, порядок пенсионного обеспечения, вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, в том числе пенсию за выслугу лет, но с учетом общих требований, установленных федеральным законом.
Выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (редакция от 28.12.2022) "О муниципальной службе в Российской Федерации", определяется в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 535-3 N 1073-III "О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия).
Кроме того, Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в части 3 статьи 5 предусматривалось, что должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены, соответственно, к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, изменения в данной части были внесены Федеральным законом Российской Федерации от 01.07.2021 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Данными изменениями должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с отнесением должности председателя контрольно-счетного органа к муниципальной должности и установленных по делу обстоятельств, у судов отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в выслугу лет Ульчугаева А.С. периода службы с 06.03.2007.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судебных инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильных судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ульчугаева А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.