Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Бузьской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долинского городского прокурора в интересах Майничева Ю.Н. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 3 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 31 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, указавшей на законность и обоснованность судебных постановлений, судебная коллегия
установила:
Долинский городской прокурор обратился в суд в интересах Майничева Ю.Н. с иском к Государственному учреждению - Сахалинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, которыми Майничев Ю.Н, являющийся инвалидом, не обеспечен, взыскании компенсации морального вреда.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 3 октября 2022 года, с учетом исправления описки определениями от 20 октября 2022 года и от 18 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 31 января 2023 года, на государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Майничева Ю.Н. техническими средствами: нейтрализатор запаха во флаконе, не менее 50 мл.: 1 шт.; абсорбирующие желирующие пакетики для стомных мешков, 30 шт.: 1 шт. С Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Майничева Ю.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 7000 рублей. Во взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказано.
В кассационной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области просит отменить решение и апелляционное определение, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела. Обращает внимание, что количество инвалидов ежегодно увеличивается в Сахалинской области, и с целью соблюдения равных прав граждан свод обязанность по предоставлению технических средств реабилитации отделение Фонда выполняет в порядке очередности, установленной в соответствии с действующим законодательством.
В возражениях на кассационную жалобу, прокурор указал на отсутствие оснований для отмены судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения прокурора, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Майничев Ю.Н. является инвалидом 2 группы, нуждается в технических средствах реабилитации: однокомпонентный дренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной: 1 шт. (в сутки); пояс для калоприемников и уроприемников: 1 шт.; паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в полосках, не менее 60 г. (1 шт.); защитная пленка во флаконе, не менее 50 мл.: 1 шт.; очиститель для кожи во флаконе, не менее 180 мл.: 1 шт.; нейтрализатор запаха во флаконе, не менее 50 мл.: 1 шт.; абсорбирующие желирующие пакетики для стомных мешков, 30 шт.: 1 шт.
В феврале 2022 года Майничев Ю.Н. техническими средствами реабилитации обеспечен частично. До настоящего времени Майничеву Ю.Н. не поставлены нейтрализатор запаха во флаконе, не менее 50 мл.: 1 шт.; абсорбирующие желирующие пакетики для стомных мешков, 30 шт.: 1 шт.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание, что Майничев Ю.Н, 21.04.2020 обратился к ответчику с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, и не исполнение ответчиком своей обязанности, возложенной на него действующим законодательством, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Майничева Ю.Н.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку жалоба не содержит оснований для её удовлетворения.
Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации) (п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями").
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
При этом обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил; г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями").
В соответствии с п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" в редакции, действующей в апреле 2020 года, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Доводы кассационной жалобы, о том, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от поступления денежных средств из федерального бюджета, и ответчиком исполняются обязательства в порядке очередности, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, государство приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.
Так, в соответствии с п.16 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" в редакции, действующей на момент разрешения спора судом первой инстанции, финансовое обеспечение предоставления технических средств реабилитации инвалидам возлагается на Фонд социального страхования Российской Федерации, а недостаточность поступлений Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности.
Согласно п.11 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом ФСС Российской Федерации от 16.05.2019 N256 в редакции, действующей на 21.04.2020, срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты представления заявления о предоставлении государственной услуги, форма которого предусмотрена приложением к Административному регламенту (далее - заявление), и полного комплекта документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги.
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением территориальный орган Фонда в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, указанных в пунктах 18, 21 Административного регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением территориальный орган Фонда высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении территориальным органом Фонда указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда: одновременно с указанным в пункте 11 Административного регламента уведомлением о постановке на учет информирует заявителя о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок; в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю документы, предусмотренные пунктом 11 Административного регламента.
Являясь субъектом доказательственной деятельности, наделенным равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации), Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в нарушение ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представило относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих факт отсутствия возможности обеспечить Майничева Ю.Н. техническими средствами реабилитации в рамках действующего государственного контракта, факт недостаточности доведенных до ответчика бюджетных ассигнований, предусмотренных действующим законодательством на соответствующий финансовый год и на плановый период, а равно как и факт наличия какой-либо очереди из числа указанной категории лиц, претендующих на получение таких технических средств, а потому у судебной коллегии отсутствуют правовые основания считать состоявшееся по делу решение суда в качестве судебного постановления, нарушающего принцип равенства граждан данной категории.
Иные доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 3 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 31 января 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.