Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Прасоловой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пелюшко М.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе N2 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу о признании незаконным начислений платы за коммунальную услугу, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, по кассационной жалобе Пелюшко М.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Пелюшко М.В, проживающий на основании договора найма служебного жилого помещения N от 20.08.2010 в "адрес", обратился в суд с иском, ссылаясь на ненадлежащее исполнение организациями обязанности по обеспечению коммунальными ресурсами специализированного жилого фонда военного городка N, в котором он проживает. Просил с учетом уточнения исковых требований признать незаконным начисление ЖКС N2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО истцу платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения по адресу: "адрес", за период с октября по декабрь 2021 года, с января по март 2022 года; обязать филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВЛ в лице ЖКС N2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО произвести перерасчет платы за некачественно оказанную коммунальную услугу по отоплению жилого помещения в размере 16 351, 48 руб. путем возврата указанной суммы на банковский счет истца, взыскать с ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, а также штраф согласно п.6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей"; обязать ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО в лице ЖКУ N2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО обеспечить в жилом помещении по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, мкр.Старт, ДОС 4, кв.41, в отопительный период температуру воздуха не менее 20 градусов.
Определением судьи от 02.06.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ООО "Комплекс".
Решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 июля 2022 года исковые требования Пелюшко М.В. удовлетворены частично.
Судом постановлено: возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ обязанность произвести перерасчет платы за услугу по отоплению ненадлежащего качества, начисленной Пелюшко М.В. за период с 01.11.2021 по 28.02.2022 в размере 5 655, 05 руб.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ в пользу Пелюшко М.В. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб, штраф в размере 5 327, 53 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Пелюшко М.В. - отказано.
В удовлетворении исковых требований Пелюшко М.В. к филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе N2 филиала ФГУБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу о признании незаконным начислений платы за коммунальную услугу, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2023 года, решение суда первой инстанции отменено в части периода и размера перерасчета коммунальной услуги, изменено в части размера штрафа.
Постановлено возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ обязанность произвести перерасчет оплаты за услугу по отоплению ненадлежащего качества, начисленной Пелюшко М.В. за период январь 2022 года в размере 15, 19 руб.
В удовлетворении исковых требований Пелюшко М.В. о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услугу по отоплению ненадлежащего качества за ноябрь 2021 года и февраль 2022 года отказано.
С ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ в пользу Пелюшко М.В. взыскан штраф в размере 2 507, 59 руб.
В кассационной жалобе Пелюшко М.В. просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции. Полагает, что судебной коллегией неверно оценены представленные им доказательства, подтверждающие предоставление ему услуги не надлежащего качества за весь период, указанным в исковых требованиях.
В возражениях на кассационную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО указывает на отсутствие оснований для отмены апелляционного определения.
Изучив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении гражданского дела судом допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пелюшко М.В. на основании договора найма служебного жилого помещения N от 20.08.2010, N от 02.03.2022, зарегистрирован с 25.01.2011 и является нанимателем жилого помещения, 2-х комнатной квартиры, общей площадью 44, 1 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", проживает в указанном жилом помещении совместно с членами своей семьи - супругой и дочерью, что подтверждено поквартирной карточкой от 05.05.2022.
18.03.2013 Пелюшко М.В. подписан контракт о прохождении военной службы на срок 10 лет.
Согласно справке командира войсковой части 30593-4 от 04.05.2022, Пелюшко М.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части с 11.11.2020 по настоящее время.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
В соответствии с приказом Министра обороны России от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и утвержден перечень филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" Министерство обороны России, одним из которых является филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу (г. Хабаровск).
На основании приказа начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России от 31.03.2017 N созданы обособленные подразделения - жилищно-эксплуатационные отделы филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. При этом, согласно Положению о филиале ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО филиал является обособленным подразделением юридического лица и осуществляющим его функции в соответствии с Уставом (п.3). Согласно Положению о жилищно-коммунальной службе N 2 (г. Комсомольск-на-Амуре) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО, служба не является юридическим лицом, не имеет статус филиала и/или иного представительства Учреждения (п.4).
Как следует из договора N-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 26.09.2017, заключенным между Министерством обороны России (заказчик), осуществляющим правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РОссии (по Восточному военному округу) (управляющая организация), заключили договор в соответствии с ч. 7 ст.46 Жилищного кодекса РФ, по которому Заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение N), а Управляющая организация обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда. Соглашением от 03.11.2021 между уполномоченным представителем заказчика начальником ф-ла "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" и уполномоченным представителем управляющей организации начальником филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО данный договор расторгнут. Жилищный фонд Минобороны по адресу: "адрес", передан в оперативное управление филиалу "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России по акту приема-передачи от 07.10.2021.
Котельная N в военном городке мкр. Старт г.Комсомольска-на-Амуре, с которой осуществляется теплоснабжение многоквартирных домов, т.ч. ДОС-4, закреплена за ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России на праве оперативного управления, что подтверждено Актом приема-передачи недвижимого имущества (объекты теплового хозяйства) N от апреля 2017 года (N п/п 683).
Как следует из извещений об оплате услуг, исполнителем услуг по ХВС, отоплению и водоотведению по адресу: "адрес" значится УФК по г. Москве (ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России).
Согласно акта N/Старт по результатам проверки температурного режима квартиры от 27.12.2021 при температуре наружного воздуха - 40°С, параметры теплоносителя на вводе в дом Т под. 59/Т обр. 41 (норматив 80/60), температура воздуха в помещениях квартиры - 15, 13, 14°С (при нормативе 18°С). Заключение комиссии: температура не соответствует нормальному температурному режиму для жилого помещени.
Согласно акта по результатам проверки температурного режима квартиры от 25.01.2022 при температуре наружного воздуха - 26°С, параметры теплоносителя на вводе в дом Т под. 58/Т обр. 40 (норматив 70, 9/54, 5), температура воздуха в помещениях квартиры - 17, 15, 14°С (при нормативе 18°С).
Согласно акта по результатам проверки температурного режима квартиры от 26.01.2022 при температуре наружного воздуха - 27°С, параметры теплоносителя на вводе в дом Т под. 59/Т обр. 41 (норматив 71, 9/55, 1), температура воздуха в помещениях квартиры - 17, 15, 13°С (при нормативе 18°С).
Согласно акта по результатам проверки температурного режима квартиры от 17.02.2022 при температуре наружного воздуха -17°С, параметры теплоносителя на вводе в дом Т под. 42/Т обр. 36 (норматив 73, 1/56, 6), температура воздуха в помещениях квартиры - 17, 3; 17, 4; 17, 1°С (при нормативе 18°С).
Актом инженера ТН ООО "Комплекс" от 01.11.2021 зафиксировано, что при температуре наружного воздуха -17°С, замеры эл/узла Р1 под. 41, 8/Р2 обр. 32, 0 (норматив 47, 6/39, 8).
Подобные нарушения температуры в упомянутом выше МКД содержатся в актах замеров температуры теплоносителя, составленных инженером ТН ООО "Комплекс" от 09.11.2021, 12.11.2021, 15.11.2021, 17.11.2021, 24.11.2021, 25.11.2021, 26.11.2021, 29.11.2021, 06.12.2021, 15.12.2021, 27.12.2021, 13.01.2022.
При определения нормативов температуры сетевой воды в трубопроводе (подающем и обратном) врио начальника ЖКС 2 (филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) 25.10.2021 утвержден температурный график котельной N45 г.Комсомольска-на-Амуре.
Согласно ответам руководителей ЖКС N2 от 28.12.2021, 20.01.2022 на обращение истца сообщается, что за период с 01.12.2021 по 31.12.2021 Пелюшко М.В. будет произведен перерасчет за услуги теплоснабжения; за период с 01.10.2021 по 30.11.2021, 01.01.2022 по 31.01.2022 отсутствуют правовые основания для перерасчета.
Пелюшко М.В. в адрес ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по ВВО неоднократно (с декабря 2021 года по март 2022 года) направлял претензии по вопросу несоответствия температуры воздуха в занимаемой квартире температурному режиму, установленному действующим законодательством, в которых просил произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению за период, в течение которого она была оказана ненадлежащего качества.
Требования истца были удовлетворены частично, а именно ЖКС N2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по ВВО произведен перерасчет платы за коммунальную услугу отопления за период с 01.12.2021 по 31.12.2021 в сумме 352, 33 руб, с 01.02.2022 по 17.02.2022 в сумме 40, 14 руб, требования о перерасчете платы за остальные периоды отопительного сезона 2021 - 2022 гг. оставлены без удовлетворения.
Неоднократно (13.01.2022, 09.02.2022, 10.02.2022) Пелюшко М.В. обращался к прокурору г.Комсомольска-на-Амуре, военному прокурору гарнизона г.Комсомольска-на-Амуре для принятия мер прокурорского реагирования и устранения нарушений оказываемой коммунальной услуги по отоплению.
Согласно письму заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре от 21.02.2020 N 10.0-861, сообщается, что исполнителем коммунальной услуги по отоплению МКД, расположенного по вышеуказанному адресу, получающим оплату коммунального ресурса, является ЖКС- N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по ВВО, которая отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций. В рамках проведенной проверки ООО "Комплекс" предоставило акты комиссионного обследования температуры в элеваторном узле МКД: замеры температуры теплоносителя от 24.11.2021, 25.11.2021, 26.11.2021. 06.12.2021, 15.12.2021, 27.12.2021, 13.01.2022 до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Было выявлено несоответствие температуры теплоносителя. По результатам проведенного контрольно-надзорного мероприятия в отношении ресурсоснабжающей организации ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по ВВО в адрес филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по ВВО вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01.03.2022.
Согласно ответу заместителя начальника Главного управления регионального государственного контроля лицензирования от 16.02.2022 N, сообщается, что в ходе проведенной проверки по обращению Пелюшко М.В. установлено, что температура воздуха в квартире N многоквартирного жилого N составляет +18, 6°С, что не соответствует установленным нормам. Кроме этого, в ходе замеров температуры сетевой воды на вводе в МКД N 4(в элеваторном узле) установлено, что температура сетевой воды на подающем трубопроводе составляет +54°С, на обратном трубопроводе +44°С, что не соответствует температурному графику котельной N45 г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденному врид начальника ЖКС 2 (филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России) (при среднесуточной температуре наружного воздуха -19°С температура сетевой воды на подающем трубопроводе должна составлять +64, 4°С, на обратном +50, 4°С.
Из акта проверки ФГКУ "1029 ЦГСЭН" Министерства обороны России от 02.02.2022 N следует, что по результатам обследования жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", установлено, что на момент проверки радиаторы системы отопления в жилых комнатах чуть теплые на ощупь, в квартире холодно. В ходе проверки проведены замеры параметров микроклимата в помещениях квартиры, согласно которым показатели температуры воздуха во всех помещениях (жилые комнаты, кухня, туалет, ванная) не соответствуют гигиеническим нормативам (при норме + 18°С составили от + 15, 9 до 17, 0°С) согласно требованиям СапПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", табл. 5.27 (протокол замеров физических факторов от 01.02.2022 N.
Согласно приказу и.о. заместителя главы администрации города-начальника Ленинского округа N-пр от 24.07.2019, ООО "Комплекс" определена как временная управляющая организация по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес" на период с 01.08.2019 до выбора собственниками помещений в МКД способа управления МКД.
Письмами от 03.11.2021, 24.11.2021 генеральный директор ООО "Комплекс" сообщает начальнику ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Министерства обороны России, начальнику филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России, что в связи с обращениями жителей ДОС 4 на низкую температуру в жилых помещениях 01.11.2021 было проведено комиссионное обследование с замерами температуры в элеваторном узле МКД. На основании произведенных замеров было установлено несоответствие температуры горячей воды в элеваторном узле (точке поставки в систему ЦО), в связи с чем, просит привести температурный режим подачи горячей воды в точку поставки (элеваторный узел) ДОС 4 в соответствии с законодательством РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 01.11.2021 по 28.02.2022 ответчиком ненадлежащим образом оказывались коммунальные услуги "отопление" жилого помещения истца, в связи с чем, пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет за указанный период в размере 5 655 руб, взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб, штрафа в размере 5 327, 53 руб.
Отменяя и изменяя решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции указал, что, несмотря на наличие актов, подтверждающих не соответствие параметров теплоносителя на вводе в дом, ни одного акта проверки температурного режима в квартире за ноябрь 2021 года, зафиксировавшего его несоответствие не представлено, в связи с чем, отсутствуют основания для освобождение истца от оплаты за отопление за ноябрь 2021 года. Отменяя решение об освобождении истца от платы за услугу по отоплению за период с 01 по 17.02.2022, судебная коллегия исходила из того, что за данный период ответчиком был произведен перерасчет.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции верными.
В соответствии со ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок.
В силу п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, договор, содержащий положения о предоставлении конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрены виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены ресурсоснабжающей организацией потребителю, в том числе, отопление.
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ установлено что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячую воду и тепловую энергию.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 105, 106 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее Правила N354) при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (п. 108 указанных Правил).
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги (п.109 указанных Правил).
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с подпунктами "г", "д" и "е" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе, следующие условия:
- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам;
- техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
На основании подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Как указано в пункте 15 приложения N 1 к Правилам N 354, качественной коммунальной услугой по отоплению является обеспечение нормативной температуры воздуха:
- в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0, 92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C);
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Получение коммунальной услуги в необходимом объеме и надлежащего качества является правом потребителя (подпункт "а" пункта 33 Правил N 354).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 402 Гражданского кодекса РФ, пункт 4 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей).
В силу п. 101 Правил N 354, в редакции спорных начислений, при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а именно, за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0, 15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил
Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0, 5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1метр. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96) (Требования к качеству коммунальных услуг).
Исполнителем коммунальной услуги - тепловой энергии в жилые помещения многоквартирного жилого дома "адрес" является ответчик - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, который обязан отвечать за качество предоставленной услуги, надлежащего функционирования магистральных тепловых сетей и сети от котельной до жилого дома ответчика.
Как сутановлено судами и следует из материалов дела, факт оказания ненадлежащей услуги отопления квартиры, в которой проживает истец и члены его семьи, подтверждается: актом N 01/Старт по результатам проверки температурного режима квартиры от 27.12.2021, согласно которому при температуре наружного воздуха - 40°С, параметры теплоносителя на вводе в дом Т под. 59/Т обр. 41 (норматив 80/60), температура воздуха в помещениях квартиры - 15, 13, 14°С (при нормативе 18°С). Заключение комиссии: температура не соответствует нормальному температурному режиму для жилого помещения (Т.1 л.д.27), актом по результатам проверки температурного режима квартиры от 25.01.2022, согласно которому при температуре наружного воздуха - 26°С, параметры теплоносителя на вводе в дом Т под. 58/Т обр. 40 (норматив 70, 9/54, 5), температура воздуха в помещениях квартиры - 17, 15, 14°С (при нормативе 18°С) (Т.1 л.д.30), актом по результатам проверки температурного режима квартиры от 26.01.2022, согласно которому при температуре наружного воздуха - 27°С, параметры теплоносителя на вводе в дом Т под. 59/Т обр. 41 (норматив 71, 9/55, 1), температура воздуха в помещениях квартиры - 17, 15, 13°С (при нормативе 18°С) (Т.1 л.д.33), актом по результатам проверки температурного режима квартиры от 17.02.2022, согласно которому при температуре наружного воздуха -17°С, параметры теплоносителя на вводе в дом Т под. 42/Т обр. 36 (норматив 73, 1/56, 6), температура воздуха в помещениях квартиры - 17, 3; 17, 4; 17, 1°С (при нормативе 18°С) (Т.1 л.д.106).
ЖКС N2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерство обороны России по ВВО произведен перерасчет платы за коммунальную услугу отопления за период с 01.12.2021 по 31.12.2021 в сумме 352, 33 руб, с 01.02.2022 по 17.02.2022 в сумме 40, 14 руб, требования о перерасчете платы за остальные периоды отопительного сезона 2021 - 2022 года оставлены без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции произведен перерасчет за январь 2022 года с приведением расчета в своем решении, с которым судебная коллегия согласна.
Доводы кассационной жалобы Пелюшко М.В. законность и обоснованность вынесенного судебного акта не опровергают, фактически направлены на повторное исследование обстоятельств, переоценку доказательств и установление новых обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие нарушений, которые применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, суд находит кассационную жалобу подлежащей отклонению за необоснованностью.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пелюшко М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.