Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Панфиловой Л.Ю, Калиниченко Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цеменко В.А. к Правительству Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение, по кассационной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Хабаровского краевого суда от 22 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав пояснения представителя Правительства Хабаровского края - Шостак И.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Минстроя Хабаровского края - Соловых Ю.О, указавшей на законность судебных постановлений, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - Адопьянова Н.А, указавшего на отсутствие оснований для отмены судебных постановлений, судебная коллегия
установила:
Цеменко В.А. обратился в суд с иском указав, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 04.12.2014 он включен в список граждан на предоставление социальной поддержки в виде приобретения на вторичном рынке г. Хабаровска жилого помещения общей площадью 33 кв.м. Признан нуждающимся в предоставлении такой социальной поддержки, поскольку утратил жилое помещение в результате паводка 2013 года. Истец вынужден проживать в доме непригодном для проживания, поскольку жилые помещения такой площади для реализации его права на меру государственной поддержки отсутствуют.
С учетом уточнений, просил обязать Правительство Хабаровского края предоставить истцу в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью 33 кв.м в границах г. Хабаровска.
Определениями Центрального районного суда г. Хабаровска от 08.07.2022, от 22.07.2022, от 15.08.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Хабаровского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: Министерство социальной защиты Хабаровского края, КГКУ "Краевой имущественный комплекс", Министерство финансов Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 февраля 2023 года, исковые требования удовлетворены.
На Правительство Хабаровского края возложена обязанность предоставить Цеменко В.А. благоустроенное жилое помещение, общей площадью 33 кв.м в пределах г. Хабаровска.
В кассационной жалобе Правительство Хабаровского края ставит вопрос об отмене судебных постановлений как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что права истца ответчиком не нарушались. Кроме того, судами вынесены решения, которыми фактически изменен способ исполнения решения суда от 04.12.2014.
В возражениях на кассационную жалобу Минстрой Хабаровского края выразило согласие с судебными постановлениями.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 N-рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12.00 часов 09.08.2013 на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 04.12.2014, Цеменко В.А. был признан нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения по адресу: "адрес" признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года и включен в единый список граждан на предоставление социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения взамен утраченного (л.д.9-17).
Указанным решением суда установлено, что жилой "адрес" включен в перечень зданий, находящихся в зонах подтопления, согласно Постановлению администрации города Хабаровска от 16.09.2013 N "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури".
Данный дом принадлежит на праве собственности Цеменко В.А. в соответствии с договором купли-продажи от 19.09.1989, иных жилых помещений на праве собственности Цеменко В.А. не имеет.
Заключением межведомственной комиссии принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого "адрес".
При повторном обследовании дома, заключением межведомственной комиссии от 09.07.2014 принято решение о несоответствии дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а соответственно указанный дом признан непригодным для проживания.
Цеменко В.А. обратился в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" с заявлением о включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску N от 28.07.2014 Цеменко В.А. отказано в удовлетворении заявления, поскольку ранее он получил выплату на капитальный ремонт жилья, пострадавшего в наводнении.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11.03.2015, решение суда от 04.12.2014 в части признания истца нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения по адресу: "адрес" признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года и включения в единый список граждан на предоставление социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения взамен утраченного, оставлено без изменения. Однако с Цеменко В.А. в пользу КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" взысканы денежные средства, выплаченные ранее на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в сумме 310 000 руб.
07.04.2015 Цеменко В.А. вновь обратился в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Письмом министерства строительства Хабаровского края от 04.06.2015 N Цеменко В.А. включен в единый список граждан на предоставление жилого помещения общей площадью 33 кв.м.
До настоящего времени Цеменко В.А меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей площади жилого помещения на состав семьи один человек в соответствии с Порядком, право на получение, которых признано за ним решением Центрального районного суда от 04.12.2014 не получил. Неисполнение указанного решения суда вызвано отсутствием на территории "адрес" жилых помещений стоимость 990 000 руб. и площадью 33 кв.м, что подтверждается исследованием рынка недвижимости.
05.09.2019 Цеменко В.А. уведомлен Министерством строительства Хабаровского края ответом N (л.д.27-28) о том, что в настоящее время в краевом государственном жилищном фонде жилые помещения общей площадью 33 кв.м, предназначенные для граждан, признанных постаравшихся в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентября 2013 года, отсутствуют. Мера социальной поддержки будет предоставлена при наличии жилого помещения необходимой площади в краевом государственном жилищном фонде или при наличии соответствующего предложения на рынке жилья г. Хабаровска. В тоже время, обязательства по обеспечению жильем граждан, пострадавших в результате ЧС, которые включены до 01.01.2017 в единый список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС по краю, сохранены за Правительством Хабаровского края.
Разрешая исковые требования, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 18 "Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", постановлением Правительства РФ N 923 от 12.10.2013 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы", частью 1 статьи 16 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N", частью 1 статьи 16 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 349 "О Правительстве Хабаровского края", суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по предоставлению Цеменко В.А. жилого помещения не исполнена, чем нарушаются права гражданина, а его жизнь и здоровье ежедневно находятся в опасности, порядок представления взамен признанного утратившим силу Правительством Хабаровского края не разработан, и пришел к выводу о возложении на Правительство Хабаровского края обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, общей площадью 33 кв.м в пределах г. Хабаровска.
Суд апелляционной инстанции согласился с суждением суда первой инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанций согласна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 68-ФЗ).
Президентом Российской Федерации издан Указ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
Подпунктом "д" пункта 2 названного Указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Правительством РФ 12.10.2013 принято постановление N 923 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы", которым, в том числе, были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 N 347-пр утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в том числе на основании судебных решений, вступивших в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 349 "О Правительстве Хабаровского края" Правительство края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Согласно пункту 2 указанной статьи Правительство осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; управляет и распоряжается собственностью края в соответствии с краевыми законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной краю в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; формирует иные органы исполнительной власти края и обеспечивает их эффективную работу, контролирует осуществление функций исполнительной власти органами местного самоуправления в пределах переданных им законами полномочий; в соответствии с действующим законодательством реализует на территории края полномочия края, в том числе в области жилищных отношений.
Анализируя вышеприведенные нормы права, суды пришли к верному выводу о том, что направление бюджетных средств на предоставление Цеменко В.А. жилого помещения как меры социальной поддержки, признанной за ним на основании решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 04.12.2014, соответствует требованиям бюджетного законодательства.
Способ реализации права истца в виде монетизации вышеуказанной суммы не будет способствовать восстановлению жилищных прав истца, поскольку приобретение жилья необходимого размера на территории г. Хабаровска, исходя из указанной суммы, не представляется возможным, что ответчиком не оспаривается.
В связи с тем, что обязанность по предоставлению Цеменко В.А. мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления меры социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, до настоящего момента не исполнена, чем нарушаются права гражданина, при этом порядок представления взамен признанного утратившим силу Правительством Хабаровского края не разработан, суды обосновано пришли к выводу о возложении на Правительство Хабаровского края обязанности предоставить истцу жилое помещение.
Оснований для иных выводов по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Каких-либо новых доводов, которые не были бы исследованы судом первой и апелляционной инстанций и которые могли бы повлиять на существо принятых по делу судебных постановлений кассационная жалоба не содержит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущество одних доказательств перед другими.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы заявителя кассационной жалобы по настоящему делу не подтверждают нарушений судами норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Хабаровского краевого суда от 22 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 октября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Хабаровского краевого суда от 22 февраля 2023 года отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.