Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Панфиловой Л.Ю, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Лазовского Юрия Александровича к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения, его отмене и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной политики Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 20 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав объяснения представителя Министерства труда и социальной политики Магаданской области Мызниковой О.А, судебная коллегия
установила:
Лазовский Ю.А. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Магаданской области, указав, что в период с "данные изъяты" он состоял на государственной гражданской службе Магаданской области, откуда был уволен по собственной инициативе. 31 августа 2022 года им было подано заявление в Министерство труда и социальной политики Магаданской области о назначении пенсии за выслугу лет с приложением справки о назначении пенсии по старости. Письмом от 11 октября 2022 года ответчик отказал ему в назначении пенсии за выслугу лет на основании пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" в связи с установлением пенсии за выслугу лет по линии Федеральной службы исполнения наказаний с 17 марта 2003 года. Истец полагает данное решение незаконным, поскольку при обращении в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет им было использовано предоставленное Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право выбора вида пенсионного обеспечения; от установленной пенсии за выслугу лет как федеральному государственному служащему в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ он отказался, направив 30 июля 2022 года в УФСИН России по Магаданской области заявление об этом. По результатам рассмотрения его заявления УФСИН России по Магаданской области принято решение о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как федеральному государственному служащему с 1 августа 2022 года, что является основанием для назначения ему пенсии по Закону Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области".
Истец просил суд признать незаконным решение Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 5 октября 2022 года и отменить его, возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию за выслугу лет со дня первоначального обращения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда от 24 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 20 февраля 2023 года, исковое заявление удовлетворено частично. Решение Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 5 октября 2022 года, которым Лазовскому Ю.А. отказано в назначении пенсии за выслугу лет, признано незаконным. На Министерство труда и социальной политики Магаданской области возложена обязанность назначить Лазовскому Ю.А. пенсию за выслугу лет с 1 сентября 2022 года.
В кассационной жалобе представитель ответчика Кучеренко С.П. настаивает на отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, полагает, что судами неверно применены нормы материального права. Указывает, что 4 марта 2019 года Магаданская областная дума дала разъяснения о том, что лицу, которому ранее была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, областная пенсия за выслугу лет в силу пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ не назначается.
Письменные возражения на доводы кассационной жалобы не поступили.
Истец, представитель истца, представитель третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя ответчика Мызниковой О.А, поддержавшей кассационную жалобу, изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии обжалуемого апелляционного определения допущены не были.
Судами установлено и из представленных материалов гражданского дела следует, что в период с "данные изъяты" Лазовский Ю.А. являлся получателем пенсии за выслугу лет как федеральный государственный служащий; выплата пенсии прекращена с 1 августа 2022 года на основании его заявления.
31 августа 2022 года Лазовский Ю.А. по собственной инициативе уволен с государственной гражданской службы Магаданской области с должности руководителя отдела развития сельского хозяйства управления экономики, финансов и развития сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства Магаданской области в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет на основании личного заявления от 12 августа 2022.
31 августа 2022 года Лазовский Ю.А. обратился в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как государственному служащему субъекта Российской Федерации в соответствии с Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" с приложением справки о назначении с 4 августа 2022 года страховой пенсии по старости.
Решением Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 5 октября 2022 года Лазовскому Ю.А. в назначении пенсии за выслугу лет отказано со ссылкой на подпункт 5 пункта 8 статьи 5 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" в связи с установлением ему с 17 марта 2004 года пенсии как федеральному государственному гражданскому служащему, о чем истцу сообщено в письме от 11 октября 2022 года.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" и исходил из того, что на день обращения Лазовского Ю.А. в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" выплата пенсии как федеральному государственному гражданскому служащему была ему прекращена на основании его заявления, в связи с чем при обращении в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет Лазовским Ю.А. было использовано предоставленное Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право выбора вида пенсионного обеспечения, а именно пенсии за выслугу лет как государственному служащему субъекта Российской Федерации - Магаданской области, по нормам Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований сомневаться в правильности принятых судами первой и апелляционной инстанции решений и выводов, на которых они основаны.
Доводы кассационной жалобы о том, что согласно положениями Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" пенсия за выслугу лет не назначается, если была назначена или установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, основаны на неверном толковании норм материального права.
Из абзаца 12 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что установление пенсии - это назначение пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.
Согласно статье 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением установления социальной пенсии по инвалидности ряду категорий граждан, которые перечислены в названной норме. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) назначается бессрочно.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи с нормативными предписаниями о праве выбора государственным гражданским служащим одного из видов пенсионного обеспечения, установление пенсии - это совокупность последовательных действий, направленных на реализацию государственным гражданским служащим права на государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет, что предполагает не только обращение за этой пенсией, ее непосредственное назначение органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, пересчет этой пенсии в установленных законом случаях, но и ее выплату. Используемый же законодателем термин "бессрочно" при определении срока назначения пенсии за выслугу лет государственному гражданскому служащему означает отсутствие определенного законом срока назначения пенсии и, соответственно, не исключает возможности отказа лица от назначенной ему пенсии.
При этом законодательством предусмотрено право выбора государственным гражданским служащим, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ и право на пенсионное обеспечение за выслугу лет по законодательству субъекта Российской Федерации, в данном случае Магаданской области, одной из полагающихся ему пенсий за выслугу лет, и такое право может быть реализовано гражданином в соответствии с действующим правовым регулированием с прекращением выплаты ранее установленной пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Поскольку в законодательстве не содержится нормативных предписаний об отмене пенсии или аннулировании ее установления, единственным из предусмотренных законом способов отмены ранее выбранной гражданином пенсии является прекращение ее выплаты.
Исходя из изложенного, указанный в пункте 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" термин "установлена пенсия" означает наличие на момент обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как государственному гражданскому служащему субъекта Российской Федерации (Магаданской области) назначенной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Именно в таком правовом смысле применение положений пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" о круге лиц, которым не назначается пенсия за выслугу лет по нормам этого закона, и корреспондирующего ему подпункта 5 пункта 8 статьи 5 данного закона об отказе в назначении пенсии за выслугу лет как государственному гражданскому служащему Магаданской области в случае назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законом обеспечивает установленное Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ право выбора гражданина на одну из причитающихся ему видов пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Указанная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2020 года N 93-КГ20-2-К9.
Принимая во внимание, что предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных постановлений не установлены, суд кассационной инстанции полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 20 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной политики Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий И.Г. Власенко
Судьи Л.Ю. Панфилова
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.