Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи ФИО1 "адрес" по Благовещенскому городскому судебному участку N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Благовещенского городского суда ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - министра транспорта и дорожного хозяйства ФИО1 "адрес" ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи ФИО1 "адрес" по Благовещенскому городскому судебному участку N от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом определения об исправления описки от ДД.ММ.ГГГГ), оставленным без изменения решением судьи Благовещенского городского суда ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо - министр транспорта и дорожного хозяйства ФИО1 "адрес" ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО2 просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности.
Изучив жалобу ФИО2, истребованные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу положений пункта 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена Государственная программа ФИО1 "адрес" "Развитие транспортной системы ФИО1 "адрес"" (далее - Государственная программа), одной из подпрограмм которой является "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования ФИО1 "адрес"" (далее - Подпрограмма).
В соответствии с абзацем 3 пункта 3.2 раздела 4 Подпрограммы Порядок предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них представлен в приложении N к Государственной программе (далее - Порядок предоставления субсидии).
Порядок предоставления субсидии определяет цели, условия и порядок предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них и методику ее распределения (пункт 1).
Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между главным распорядителем средств областного бюджета - министерством транспорта и дорожного хозяйства области (далее - главный распорядитель) и органами местного самоуправления муниципального образования (пункт 5 Порядка предоставления субсидии).
В силу подпункта 1 пункта 3 Порядка предоставления субсидии одним из условий предоставления субсидии является наличие муниципальной программы, в которую включены мероприятия, предлагаемые к софинансированию.
Постановлением Правительства ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам" утверждены общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, условия предоставления и принципы их распределения между муниципальными образованиями, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования объема расходного обязательства муниципального образования (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований осуществляется в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 8 Правил).
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием "адрес" и главным распорядителем заключено соглашение за номером 451-03/С о предоставлении в 2021 году из областного бюджета субсидии бюджету муниципального образования "адрес" на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них (далее - Соглашение).
Дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ N/ "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ N/ "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ N/ДЗ в Соглашение внесены изменения в части объемов финансирования и перечня объектов, на софинансирование которых предоставлялась субсидия.
Пунктом 3.2 Соглашения установлены основные условия, при выполнении которых предоставляется субсидия. К ним, в частности относится наличие правового акта муниципального образования об утверждении перечня мероприятий (объектов капитального строительства и (или) недвижимого имущества), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена муниципальная программа "Развитие транспортной системы "адрес" на 2018-2024 годы" (далее - Муниципальная программа), включающая в себя, в том числе, подпрограмму "Развитие улично-дорожной сети".
Как установлено на основании материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в приложение N Соглашения в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ NД2 включены два мероприятия, отсутствующие по состоянию на указанную дату в Муниципальной программе, а именно: "Ремонт автодороги в поселке Дирекция по "адрес"" и "Ремонт сетей наружного освещения улично-дорожной сети по "адрес", ФИО1, Московский бульвар, Школьная, Октябрьская", на которые бюджету муниципального образования "адрес" предоставлена субсидия в размере 9 798, 8 тыс. рублей из средств областного бюджета.
Предоставление Министерством транспорта и дорожного хозяйства ФИО1 "адрес", являющимся главным распорядителем, субсидии бюджету муниципального образования "адрес" в нарушение условий софинансирования, предусмотренных пунктом 2 Правил, подпунктом 1 пункта 2 Порядка, Соглашением, свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к этой статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно пункту 4.1 и подпункту 1 пункта 4.5 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства ФИО1 "адрес", утвержденного постановлением ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, министерство возглавляет министр транспорта и дорожного хозяйства ФИО1 "адрес" транспорта и дорожного хозяйства ФИО1 "адрес", который осуществляет общее руководство министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и полномочий.
ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-лс на названную государственную должность ФИО1 "адрес" назначен ФИО2
С учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО2, являющегося первым руководителем главного распорядителя, допустившего нарушения условий предоставления межбюджетного трансферта, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Довод жалобы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежит отклонению.
Данный довод жалобы был предметом рассмотрения мировым судьей и судьей городского суда, отклонен со ссылкой на то, что внешний государственный финансовый контроль, по результатам осуществления которого было возбуждено настоящее дело, не относится к государственному контролю (надзору), что исключает применение по настоящему делу положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Приведенные рассуждения, как обоснованно указано заявителем в настоящей жалобе, являются ошибочными.
В силу пункта 8 части 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к организации и осуществлению государственного финансового контроля не применяются положения названного закона. Между тем указанное положение закона не свидетельствует о том, что государственный финансовый контроль не относится к государственному контролю.
Вместе с тем оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется по другим основаниям.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (применяется в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы, как улучшающей положение лица, в отношении которого осуществлено производство по делу) за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, установленных указанными нормами.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов, нарушение которых создает угрозу экономической безопасности государства, финансовой нестабильности государства.
Следовательно, совокупность всех обстоятельств, необходимых для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ по настоящему делу отсутствует.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О, действующие во взаимосвязи статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ определяют условия, при которых в случае привлечения указанных лиц к административной ответственности административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. При этом применение данных норм осуществляется исходя из фактических обстоятельств каждого дела судьей, органом, должностным лицом, на рассмотрении которых находится это дело.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела оснований для замены ФИО2 административного штрафа предупреждением в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не нахожу.
Административное наказание назначено ФИО2 в минимальном размере, предусмотренном для должностных лиц санкцией части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ.могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи ФИО1 "адрес" по Благовещенскому городскому судебному участку N от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом определения об исправления описки от ДД.ММ.ГГГГ), решение судьи Благовещенского городского суда ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - министра транспорта и дорожного хозяйства ФИО1 "адрес" ФИО2 - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.