Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-161/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЭСК" о признании нормативных правовых актов недействующими в части
с апелляционной жалобой Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 13 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью ОЭСК" Щепиной И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, орган регулирования, тарифный орган) принято постановление N 958 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы" (далее - Постановление N 958).
В таблице 1 приложения к Постановлению N 958 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В столбце 3 пункта 9 таблицы 3 приложения к Постановлению N 958 для общества с ограниченной ответственностью "ОЭСК" (далее - ООО "ОЭСК", Общество) установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год, в размере 365 758, 06 тыс. руб.
30 ноября 2022 года РЭК Кузбасса принято постановление N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" (далее - Постановление N 960).
Пунктами 10, 18, 19, 20, 34, 44, 51, 69, 78 приложения к Постановлению N 960 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год, а именно между ООО "ОЭСК" и ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС"), АО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергосбережению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), ООО ХК "СДС-Энерго", ООО "Кузбассэнергосеть", АО "Специализированная шахтная энергомеханическая компания", ООО "Электросетьсервис", ООО "ЭнергоПаритет".
ООО "ОЭСК" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующими с момента принятия Постановления N N 958 и 960 в вышеуказанной части. В обоснование заявленных требований указало, что РЭК Кузбасса допущены нарушения тарифного законодательства в части необоснованного исключения из неподконтрольных расходов 387 517, 6 тыс. руб. по расходам на строительство двух ЛЭП 35 кВт, что повлекло занижение необходимой валовой выручки (далее - НВВ) Общества на 2023 год. Данное строительство вызвано необходимостью исполнения обязательств ООО "ОЭСК" по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридического лица - потребителя на основании заключенного с ним договора, а также в целях развития существующей инфраструктуры электрической сети и дополнительных связей между объектами территориальных сетевых организаций. Также административный истец указал, что органом регулирования произведены необоснованная корректировка мощности планового полезного отпуска Общества на 2023 год в сторону увеличения и распределение всего объема мощности на двухставочных потребителей по уровню напряжения "ВН", что привело к неверному определению размера плановой тарифной выручки. Административный истец, ссылаясь на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, имеющие большую юридическую силу, полагал, что занижение НВВ и неверное определение мощности привело к неверному установлению тарифов, что нарушает экономические интересы и права административного истца и влечет для него значительные убытки.
Решением Кемеровского областного суда от 13 марта 2023 года административный иск ООО "ОЭСК" удовлетворен частично, признано недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" в части пунктов 10, 18, 19, 20, 34, 44, 51, 69, 78 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год), в удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе РЭК Кузбасса просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что экспертная оценка балансовых показателей электрической энергии, принимаемых для расчета тарифов на 2023 год, производилась на основе анализа данных, представленных ООО "ОЭСК" в качестве обоснования балансовых показателей, а также информации, полученной от сбытовых и смежных сетевых организаций. В представленных административным ответчиком формах П.1.3-1.6, П.1.30 объем потерь электрической энергии не соответствовал показателям, утвержденным приказом ФАС России от 27 октября 2022 года N 767/22-ДСП, в соответствии с которым и была произведена корректировка объема потерь электрической энергии. Объемы мощности установлены с учетом фактических данных, отраженных в статистической отчетности сетевых организаций. Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций не завершена, формировалась экспертами на основании анализа полученных тарифным органом сведений и с учетом ранее утвержденных размеров плат за технологическое присоединение по индивидуальным проектам.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором и административным истцом представлены письменные возражения и отзыв, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ОЭСК" Щепина И.В. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Как верно установлено судом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспариваются.
Из материалов дела следует, что ООО "ОЭСК" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса. Для административного истца 2023 год является четвертым годом долгосрочного периода регулирования.
28 апреля 2022 года Общество обратилось в РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2023 год с предоставлением обосновывающих материалов.
По итогам рассмотрения заявления административного истца, иных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса, приняты оспариваемые постановления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактических обстоятельств дела, положений пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пункта 32 Основ ценообразования, пунктов 3, 7, 18, 28, 29, 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила N 861), пункта 7 приказа ФАС России от 30 июня 2022 года N 490/22 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" исходил из того, что одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на передачу электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "ОЭСК" документов, подтверждающих несение расходов на инвестиции, связанные с фактическим осуществленным технологическим присоединением путем строительства двух ЛЭП 35 кВ от ПС 110 кВ Зенковская до ПС 35 кВ N 28 Калачевская для выполнения заявки ООО "Разрез "Березовский" от 5 июля 2022 года, органу регулирования ни при подаче заявления об установлении тарифов, ни в последующем представлено не было.
Как указал суд, расчет Обществом объемов финансовых потребностей о фактическом осуществлении технологического присоединения не свидетельствует и представляет, по сути, планируемый размер затрат.
Поскольку тарифный орган сведениями о фактических затратах на строительство воздушных линий в рамках технологического присоединения ООО "Разрез "Березовский" не располагал, они не могли быть проанализированы им на предмет экономической обоснованности и включены в тариф на передачу электрической энергии по сетям ООО "ОЭСК".
С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о признании недействующим с момента принятия пункта 9 таблицы 3 приложения к Постановлению N 958 об установлении для ООО "ОЭСК" НВВ без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год в размере 365 758, 06 тыс. руб. и таблицы 1 приложения к Постановлению N 958, которой установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Выводы суда в обжалуемом решении подробно мотивированы и подтверждены имеющимися доказательствами, соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проанализировав требования пункта 14, 63, 80, 81 Основ ценообразования, пунктов 49, 52, 57 Методических указаний N 20-э/2, пунктов 2, 46 Правил N 861, пунктов 3, 7, 13 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, суд первой инстанции в то же время пришел к выводу о том, что Постановление N 960 в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, утвержденные им в пунктах 10, 18, 19, 20, 34, 44, 51, 69, 78 приложения тарифы для взаиморасчетов не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.
Судебная коллегия с данными выводами суда также полагает возможным согласиться.
Согласно пункту 2 Правил N 861 заявленная мощность - величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Расчет индивидуальных тарифов производится в соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2, согласно которому индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в двух вариантах (двухставочный и одноставочный).
Расчет двухставочного тарифа предусматривает, в том числе, ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям.
При этом в названном пункте указано, что базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, то есть без учета величины заявленной мощности потребителей.
Анализ приведенного законодательства также позволяет сделать вывод, что величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации не завершена, учитывает в соответствии с пунктом 47 Правил N 861 в целях формирования сводного прогнозного баланса, но не учитывается при расчете индивидуальных тарифов.
Как установлено судом первой инстанции, согласно скорректированной и направленной в адрес РЭК Кузбасса форме П1.6 на 2023 год для прочих потребителей Обществом был заявлен объем полезного отпуска населения в 0, 524 МВт, прочих потребителей в 22, 617250 МВт, из которых одноставочные потребители 3, 886000 МВт, двухставочные 18, 731250 МВт, отпуск в сетевые организации 10, 976 МВт, всего поступление электроэнергии в сеть (расчетная мощность) Обществом согласно скорректированной форме П1.30 заявлено на уровне 34, 884 МВт, потери в 0, 766 МВт.
1 сентября 2022 года РЭК Кузбасса направила в адрес ФАС России по системе ФГИС ЕИАС ФАС России уточненные предложения, в том числе по величине заявленной мощности на 2023 год в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, в соответствии с которыми заявленная мощность потребителей ООО "ОЭСК" составляет 33, 0596 МВт - на уровне предложения организации.
ФАС России приказом от 27 октября 2022 года N 767/22-ДСП утвердила суммарную величину заявленной мощности потребителей услуг ТСО Кемеровской области - Кузбасса в размере 2 222, 577 МВт.
Из экспертного заключения следует, что оценка балансовых показателей электрической энергии ООО "ОЭСК", принимаемых для расчета тарифов на 2023 год, производилась на основе анализа данных, представленных письмом от 10 ноября 2022 года N 987/11, а также информации, полученной от сбытовых и смежных сетевых компаний, с проверкой предложения предприятия по величине заявленной мощности на соответствии пункту 47 Правил N 861 и сопоставлялись с данными Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), утвержденного приказом ФАС России от 27 октября 2022 N 767/22-ДСП.
Регулирующим органом утверждено общее поступление мощности в сеть в размере 50, 677 МВт (пункт 1), куда вошли потери в 0, 751 МВт (пункт 4), полезный отпуск прочих потребителей в 39, 349 МВт, из которых одноставочные 7, 290 МВт, двухставочные 32, 059 МВт (пункт 7), население 0, 524 МВт (пункт 9), отпуск в смежные сетевые компании 10, 053 (пункт 14). Весь полезный отпуск регулирующим органом объединен в показателе "Сбыт 1" со значением в 39, 873 МВт (пункт 16.2).
Указанный баланс мощности согласно пояснениям в суде первой инстанции свидетеля О. формировался с учетом заявки, динамики предыдущих трех лет, нереализованного технического присоединения, разногласий с ПАО "Россети Сибирь" и был установлен с учетом фактических данных 2021 года на уровне в 39, 873 МВт.
Вместе с тем, суд установил, что при формировании сводного прогнозного баланса тарифным органом данные предприятия по полезному отпуску потребителей за три последних года не учитывались, а были направлены в адрес ФАС России на уровне предложения предприятия по общему поступлению мощности в сеть в размере 33, 0596 МВт.
Доводы апеллянта в указанной части повторяют его позицию в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Таким образом, в нарушение пункта 52 Методических указаний N 20-э/2, пункта 2 Правил N 861 при расчете ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей орган регулирования использовал не размер присоединенной (заявленной мощности) сетевой организации, а величину заявленной мощности потребителей, рассчитанную с учетом добавленной мощности по сводному прогнозному балансу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что РЭК Кузбасса вопреки представленным административным истцом для формирования его баланса мощности согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности в одностороннем порядке использована итоговая величина больше предложенной, в отсутствие обоснования такого регулирования как фактическими обстоятельствами (изменение планового объема мощности потребителей, состава имущества, посредством которого планировалось осуществление регулируемой деятельности и т.д.), так и положениями нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу.
Неверное определение органом регулирования величины заявленной мощности сетевой организации, поскольку базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, влечет неправильное определение индивидуального тарифа и свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства и по существу сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
Все значимые для дела обстоятельства и представленные в дело доказательства судом проверены и надлежаще оценены. Суд апелляционной инстанции с данной оценкой согласен.
При таком положении судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 13 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.