Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Циркуновой О.М, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве) по доверенности ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по административному делу N по административному исковому заявлению Осиповой Надежды Ивановны к Управлению Росреестра по г. Москве о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Осипова Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве, в котором просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете изменений в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес" - местоположения границ участка и его площади.
В обоснование ссылалась на то, что обратилась к административному ответчику с соответствующим заявлением, приложив к нему межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, административным ответчиком вынесено уведомление о приостановлении кадастрового учета в связи с тем, что раздел межевого плана "Схема расположения земельных участков" выполнен с нарушением пунктов 72 и 76 Требований к составлению межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее - Требования). В последующем, решением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с не устранением недостатков принято оспариваемое решение. Административный истец не согласен с принятым решением, поскольку оно необоснованно и препятствует осуществлению кадастрового учета изменений земельного участка. Полагает, что при составлении межевого плана все требования закона соблюдены.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Щербинского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ отменено с принятием по делу нового решения, которым признано незаконным уведомление Управления Росреестра по г. Москве об отказе в государственном кадастровом учете изменений от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". На Управление Росреестра по г. Москве возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Осиповой Н.И. о государственном кадастровом учете изменений в отношении названного объекта недвижимости.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 29 мая 2023 года, представитель Управления Росреестра по г. Москве ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца по доверенности ФИО7 возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Пояснил, что после вынесения апелляционного определения сведения о границах земельного участка Осиповой Н.И. административным ответчиком внесены в ЕГРН, то есть судебный акт исполнен.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
В рассматриваемом споре таких нарушений судом не допущено.
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 ЗаконаN 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Осипова Н. И. обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес", в части сведений о местоположении его границ и площади.
К заявлению был приложен межевой план, подготовленный кадастровым инженером с указанием местоположения границ земельного участка, его площади. Приложен акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, административным ответчиком вынесено уведомление о приостановлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что представленный заявителем межевой план выполнен с нарушением п.72 и п.76 Требований.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером подготовлен дополненный межевой план земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение об отказе в проведении государственного учета N N в связи с не устранением причин приостановления процедуры.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административный исковые требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона, поскольку не содержит сведений о том, какие именно нарушения Требований допущены в представленном административным истцом межевом плане.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно положениям пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Административный регламент) уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Оспариваемое решение не соответствует вышеприведенным требованиям Административного регламента.
Кроме того, пунктами 72, 76 Требований (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), на нарушение которых ссылался административный ответчик в своих решениях, предусмотрено, что для оформления графической части межевого плана применяются специальные условные знаки в соответствии с приложением к Требованиям.
На Схеме расположения земельного участка отображаются:
границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков;
границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (при необходимости);
границы кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления);
границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории).
В случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на Схеме отображаются земли общего пользования, земельные участки общего пользования, территории общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, в том числе красных линий в соответствии с утвержденным проектом планировки, лесов, автомобильных дорог общего пользования, парков, скверов).
Указанные сведения содержались в межевом плане, представленном административным истцом для осуществления государственного кадастрового учета.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение не соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, нарушает права административного истца, препятствуя осуществлению кадастрового учета изменений земельного участка, в связи с чем не может быть признано законным.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным по результатам исследования доказательств, их оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на нормах материального права, регулирующих возникшие отношения. Оснований для отмены апелляционного определения, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит.
Предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены или изменения принятого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.