Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу председателя административной комиссии при администрации г. Белгорода Зуева Юрия Александровича на вступившие в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 25 ноября 2022 года, решение судьи Белгородского областного суда от 23 января 2023 года, вынесенные в отношении Ушенко Ольги Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.18 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года N35 "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области",
УСТАНОВИЛА:
постановлением административной комиссии при администрации г. Белгорода от 9 июня 2022 года N0410739104310000003267930 Ушенко О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.18 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года N35 "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области", и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 25 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Белгородского областного суда от 23 января 2023 года, указанное постановление административной комиссии при администрации г. Белгорода отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Ушенко О.Н. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, председатель административной комиссии Зуев Ю.А. ставит вопрос об отмене названных судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Ушенко О.Н, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче названной жалобы, представила на нее возражения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя и возражений, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3.18 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года N35 "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области" невнесение платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), организованными органами местного самоуправления, в размерах и в сроки, установленные муниципальными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа в размере полутора тысяч рублей.
Судебными инстанциями установлено, что Ушенко О.Н. привлечена к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, как собственник автомобиля "Киа Рио", государственный регистрационный знак N по результатам рассмотрения материалов, полученных с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функцию фотосъемки "SOVA-М", которыми зафиксировано, что указанное транспортное средство 15 апреля 2022 года в период с 13 часов 04 минут до 13 часов 56 минут было размещено на территории городской платной парковки, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по адресу: город Белгород, Белгородский проспект 77, без внесения платы.
При рассмотрении жалобы Ушенко О.Н. в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Ушенко О.Н. состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем отменил вынесенное административной комиссией постановление и прекратил производство по делу.
Прекращая производство по делу по указанному основанию, судья районного суда, с выводами которого согласился судья областного суда, исходил из того, что в настоящем деле отсутствуют доказательства, подтверждающие фактические обстоятельства, изложенные в постановлении о назначении административного наказания Ушенко О.Н. как собственнику указанного транспортного средства.
Однако с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Согласно пункту 2.1 Правил пользования парковками, за исключением платных плоскостных парковок, и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением администрации города Белгорода от 10 октября 2014 года N 202 "Об организации платных парковок" (далее - Правила), размещение транспортных средств на парковочных местах парковок (пользование парковочными местами) является платным по решению администрации города Белгорода.
Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Правил вне зависимости от того, является ли парковка платной, бесплатно размещаются транспортные средства, управляемые инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортные средства, перевозящие таких инвалидов и (или) детей - инвалидов, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид" - на местах для парковки транспортных средств инвалидов, указанных в пункте 2.1.5 настоящих Правил.
На каждой платной парковке выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид", и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов (пункт 2.1.5).
В рассматриваемом случае в указанный период времени транспортное средство, принадлежащее на праве собственности Ушенко О.Н, было припарковано на месте платной городской парковки, не предназначенном для инвалидов, что следует из сравнительного анализа фотоматериала, полученного с применением работающих в автоматическом режиме технических средств, а также не отрицалось Ушенко О.Н. в поданной ею жалобе.
Изложенное в совокупности оставлено судьей районного суда и вышестоящей судебной инстанцией при рассмотрении жалоб без должного внимания, что не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом и свидетельствует о том, что в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемые судебные акты законными.
При таких обстоятельствах решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 25 ноября 2022 года, решение судьи Белгородского областного суда от 23 января 2023 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
При этом подлежит отмене и постановление административной комиссии при администрации г. Белгорода от 9 июня 2022 года N0410739104310000003267930 о привлечении Ушенко О.Н. к административной ответственности, отмененное названным выше решением судьи районного суда, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении ведется производство по делу об административном правонарушении.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение ввиду следующего.
Установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом, вопреки доводам возражений, жалоба председателя административной комиссии соответствовала требованиям частей 2 и 3 статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и потому была принята к производству.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление административной комиссии при администрации г. Белгорода от 9 июня 2022 года N0410739104310000003267930, решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 25 ноября 2022 года, решение судьи Белгородского областного суда от 23 января 2023 года, вынесенные в отношении Ушенко Ольги Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.18 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года N35 "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области", отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.