Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Шароновой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу гаражного кооператива "КООПЕРАТИВ N 2 ПРЕДПРИЯТИЯ П/Я-6" на решение Химкинского городского суда Московской области от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению гаражного кооператива "КООПЕРАТИВ N 2 ПРЕДПРИЯТИЯ П/Я-6" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Московской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Московской области о возложении обязанности осуществить регистрационные действия.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
гаражный кооператив "КООПЕРАТИВ N 2 ПРЕДПРИЯТИЯ П/Я-6" (далее - кооператив) обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать его действующим и созданным до 1 июля 2002 года; возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 13 по Московской области (далее Межрайонная ИФНС России N 13 по Московской области) и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Московской области (далее Межрайонная ИФНС России N 23 по Московской области) обязанность по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) запись о кооперативе, как о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 года.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 12 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 7 марта 2023 года через Химкинский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 апреля 2023 года, заявитель, не согласившись с решениями судов первой и апелляционной инстанций, просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам.
В доводах жалобы указано на то, что в связи с вступлением в силу приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 августа 2020 года N N которым отменена форма N Р17001 о регистрации юридического лица, созданного до 1 июля 2002 года, у заявителя отсутствует возможность осуществить регистрацию юридического лица через уполномоченный налоговый орган.
Также указывается на то обстоятельство, что кооператив осуществляет свои функции с 29 июня 1961 года, при этом с 2002 года по настоящее время в суд с требованием о ликвидации кооператива государственные органы не обращались, в связи с этим юридическое лицо не может быть ликвидировано, а его деятельность не может быть прекращена.
Вместе с тем, регистрирующий орган препятствует регистрации кооператива, а обращение административного истца в регистрирующий орган с заявлением о его регистрации, как вновь созданного юридического лица, является невозможным, поскольку к вновь созданному юридическому лицу не перейдут права, обязанности и имущество кооператива, необходимые для его функционирования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения имели место по настоящему делу.
Как усматривается из материалов дела и состоявшихся по нему судебных постановлений, 23 ноября 2020 года в Межрайонную ИФНС N 23 по Московской области в отношении кооператива поступило сообщение о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, по форме N Р17001.
Решением Межрайонной ИФНС России N 23 от 30 ноября 2020 года N N отказано в государственной регистрации по причине отсутствия сведений на странице 002 (не заполнен раздел 5 - не указаны ИНН и КПП) и странице 007, лист В (не заполнен пункт 5.2 (не указаны серия и номер документа).
12 февраля 2021 года в регистрирующий орган вновь поступило сообщение по форме N Р17001 в отношении кооператива.
Решением Межрайонной ИФНС России N 23 от 19 февраля 2021 года N N отказано в государственной регистрации, т.к. с 25 ноября 2020 года вступил в силу Приказ ФНС России от 31 августа 2020 года N N пунктом 5 которого признана утратившей силу форма N Р17001 (Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года), утвержденная Приказом ФНС России от 25 января 2012 года N N
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 4, 5, 6, 9, 25, 26 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", приказы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее ФНС России) от 25 января 2012 года N N и от 31 августа 2020 года N N исходил из того, что внесение в ЕГРЮЛ сведений о кооперативе, как о юридическом лице, созданном до 01 июля 2002 года, в настоящее время невозможно, указав при этом, что действия регистрирующих органов совершены в пределах предоставленных им полномочий и не могут быть признаны незаконными, нарушающими права административного истца.
При этом городской суд обратил внимание на то, что с 2002 года у юридического лица при должной степени осмотрительности имелось достаточно времени для принятия мер к обращению в регистрирующий орган для внесения сведений о кооперативе в ЕГРЮЛ. В настоящее время административный истец не лишен права обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации, как вновь созданное юридическое лицо.
Признавая выводы суда первой инстанции правильными, суд апелляционной инстанции, сославшись на постановление Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 года N 1475 "Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев", постановление Совета Министров СССР от 20 марта 1958 года N 320 "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации", Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", дополнительно указал, что на юридическое лицо возлагалась обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" представить в регистрирующий орган соответствующие сведения, предусмотренные пунктами "а"-"д", "л" статьи 5 настоящего Федерального закона по форме N Р170011. В случае, если гаражный кооператив не зарегистрирован регистрирующим органом, осуществлявшим государственную регистрацию юридических лиц и не имеет свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (не имеет ИНН), необходимо было представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании (форма N Р11001).
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что регистрационные записи должны отражать фактические данные, а сведения - соответствовать документам, которые являются основанием для внесения соответствующих записей в государственный реестр. Для регистрации кооператива требовалась регистрация его устава. В подтверждение регистрации кооператива в материалы дела представлен Устав кооператива N 2А по строительству и эксплуатации гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, принятый 10 апреля 1971 года на общем собрании ГСК-2А, зарегистрированный в исполкоме Химкинского горсовета народных депутатов 16 декабря 1974 года N 2035, а также решение Исполнительного комитета Химкинского городского Совета депутатов трудящихся от 16 декабря 1974 года N 2035 "О регистрации Устава и списков членов кооператива N 2а".
Устав кооператива, зарегистрированный в Исполнительном комитете городского Совета народных депутатов, вынесшим решение об организации кооператива в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 года N 1475, административным истцом не представлен, как не представлено и иных документов, подтверждающих регистрацию кооператива в соответствии с положениями законодательства, действовавшего с даты его создания до 2002 года.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции констатировал, что нарушений, которые повлияли или могли повлиять на результат рассмотрения спора, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, не усмотрел правовых оснований к отмене решения городского суда.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов нижестоящих инстанций, исходя из следующего.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает сторонам содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные названным кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (часть 2 статьи 14).
При проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и должен выяснить в полном объёме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между сторонами отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделёнными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (части 8, 11 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом судам следует учитывать, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. В противном случае искажаются задачи и смысл административного судопроизводства, установленные статьей 3 названного кодекса.
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе, в постановлениях от 8 ноября 2016 года N 22-П, от 8 декабря 2017 года N 39-П, от 21 января 2019 года N 6-П, в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование применяемых нормативных положений.
Право собственности на имущество в силу статей 7, 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости - подлежит защите на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс законных интересов всех участников гражданского оборота. Реализуя указанное конституционное право, граждане могут самостоятельно определять сферу своей деятельности и осуществлять ее как непосредственно, в индивидуальном порядке, так и опосредованно, в том числе путем создания юридического лица либо участия в нем совместно с другими гражданами и организациями. Понятие же имущества в конституционно-правовом смысле охватывает различные имущественные права, в том числе права участия в кооперативах (права членов кооператива), включая гаражные, и сопряженные с этим правовые возможности совместного владения, пользования, управления и, в известных пределах, распоряжения членами кооператива его имуществом. Соответственно, на них распространяются конституционные гарантии неприкосновенности частной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Понятие потребительского кооператива раскрыто в пункте 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таковым признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Таким образом, будучи некоммерческой корпоративной организацией, гаражный кооператив, созданный для удовлетворения потребностей в создании и эксплуатации гаражей, а также для управления имуществом общего пользования, обеспечивает содержание гаражной инфраструктуры и предоставление его членам коммунальных услуг, необходимых для эксплуатации гаражей (электро-, водоснабжение и пр.) и осуществляет свою деятельность за счет имущественных (паевых и иных) взносов его членов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 02 декабря 2021 года N 51-П, федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации полномочий, при определении правового положения юридических лиц, включая гаражные кооперативы, порядка их создания и прекращения, отношений участия в них и управления ими призван обеспечивать участникам этих отношений справедливое, отвечающее разумным ожиданиям граждан, потребностям рынка, социально-экономической ситуации в стране, не ущемляющее свободу экономической деятельности и не подавляющее инициативу соотношение прав и обязанностей, а также предусматривать соразмерные нарушению обязанностей последствия на основе конституционно значимых принципов гражданского законодательства.
Регистрация в качестве юридического лица - обязательное условие легального существования некоммерческой организации, включая гаражный кооператив; без таковой его деятельность (в том числе обеспечение содержания имущества, требуемого для эксплуатации гаражей, и предоставление необходимых владельцам гаражей коммунальных услуг) становится невозможной. Главным негативным последствием прекращения деятельности гаражного кооператива путем его исключения из единого государственного реестра юридических лиц является утрата права на земельный участок, предоставленный ему под постройку гаражей (в части земель под не переданными в собственность граждан гаражами и земель общего пользования), что в дальнейшем может привести к сносу гаражей членов кооператива. При этом создание нового гаражного кооператива взамен исключенного из реестра не гарантирует восстановления утраченного права на земельный участок и возможности пользования гаражами.
В соответствии с положениями нормативных актов, действовавших на момент организации кооператива, а именно: пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 года N 1475 "Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев", пункта 4 постановления Совета Министров СССР от 20 марта 1958 года N 320 "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации", пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7 Примерного устава кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 года N 1475, гаражно-строительный кооператив осуществляет эксплуатацию построенных гаражей-стоянок на праве кооперативной собственности, гаражные строения, возведенные кооперативом, принадлежат ему на праве кооперативной собственности и не могут быть проданы или переданы как в целом, так и частями ни организациям, ни отдельным лицам, за исключением передачи, осуществляемой при ликвидации кооператива.
Кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев организуется на основании решений исполкома районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Общее собрание граждан - владельцев автомобилей, желающих вступить в члены кооператива по строительству и эксплуатации гаражей-стоянок, принимает решение об организации кооператива и возбуждает об этом вопрос перед исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. По вынесении исполкомом местного Совета народных депутатов решения об организации кооператива созывается общее собрание граждан, желающих вступить в кооператив, для принятия устава. Принятый собранием устав регистрируется в исполкоме районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, который вынес решение об организации кооператива. После регистрации устава члены кооператива созывают общее собрание для избрания правления и ревизионной комиссии кооператива. Кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев учреждается с целью удовлетворения членов кооператива гаражами-стоянками для индивидуальных автомобилей в городе (рабочем поселке) путем строительства гаражей-стоянок на собственные средства кооператива, а также для последующей эксплуатации и управления этими гаражами-стоянками. Кооператив со времени регистрации его устава в исполкоме местного Совета народных депутатов приобретает права юридического лица.
Согласно материалам дела кооператив зарегистрирован решением Исполнительного комитета Химкинского городского Совета депутатов трудящихся Красногорского района Москвы от 29 июня 1961 года N 12.
Решением Исполнительного комитета Химкинского городского Совета депутатов трудящихся от 31 июля 1963 года предприятию П/Я-6 отведен земельный участок под кооперативное строительство гаражей-боксов.
Решением Исполнительного комитета Химкинского городского Совета депутатов трудящихся утвержден устав кооператива 2А по эксплуатации гаражей для автомобилей личного пользования, который зарегистрирован решением этого же Исполнительного комитета 16 декабря 1974 года за N 2035.
На основании протоколов заседаний правления кооператива принимались решения о дополнительной постройке гаражей, выборах правления, председателя и ревизионной комиссии кооператива, об обсуждении устава кооператива, об охране гаражей, о вступлении в кооператив и об исключении из него, а также рассматривались вопросы об упорядочении расходов за электроэнергию, сборе взносов и платежей за электроэнергию, о благоустройстве территории кооператива, об уплате налогов на землю и строения ипо другим организационным вопросам, заслушивались отчеты правления и ревизионной комиссии.
Также между кооперативом и заводом "Электротехнического машиностроения" (в дальнейшем ОАО "НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко") заключены договоры энергоснабжения, 5 мая 2004 года заключен договор с МП "Химкинская электросеть" на долевое участие в финансировании реконструкции линии уличного освещения.
Обращаясь в суд, административный истец указал на то, что кооператив осуществляет свои функции с момента его образования и по настоящее время, на его территории расположено 107 гаражей. Однако в 2002 году сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в отношении кооператива в регистрирующий орган не представлены по причине утери оригинала решения о регистрации кооператива и устава кооператива. Регистрационное дело на кооператив в регистрирующий орган не поступило, в связи с чем, сведения о кооперативе, как о юридическом лице, созданном до 01 июля 2002 года, в ЕГРЮЛ регистрирующим органом не внесены.
Разрешая административный спор, суды не приняли во внимание тот факт, что административное законодательство в целях надлежащей реализации прав участников судопроизводства, в том числе конституционного права на судебную защиту в условиях справедливого судебного разбирательства, предполагающих рассмотрение относящихся к компетенции судов дел с соблюдением, в частности, принципа законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, обязывает суды принимать решения на основе установленных фактических обстоятельств и баланса частных и публичных интересов.
Констатировав, что административным истцом не представлен устав кооператива, зарегистрированный в Исполнительном комитете Химкинского городского Совета депутатов трудящихся Красногорского района Москвы, который вынес решение об организации кооператива в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 года N 1475, а также иные документы, подтверждающие регистрацию кооператива в соответствии с положениями законодательства, действовавшего с даты его создания до 2002 года, суды не приняли во внимание, что по доводам административного истца оригинал решения Исполнительного комитета и устава утеряны, регистрационное дело на кооператив в адрес регистрирующего органа не поступило.
При этом само по себе отсутствие указанных документов не свидетельствует о том, что решение об организации кооператива уполномоченным органом не принималось, подлинность представленного административным истцом протокола Исполнительного комитета Химкинского городского Совета депутатов трудящихся Красногорского района Москвы от 29 июня 1961 года N 12, на основании которого принято решение о регистрации кооператива, никем не оспорена.
Вышеприведенными правовыми нормами, действовавшими на момент создания кооператива, было прямо предусмотрено, что гаражно-строительные кооперативы осуществляют эксплуатацию построенных гаражей-стоянок на праве кооперативной собственности, примерный устав кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 года N 1475.
Более того, в связи с введением в действие Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" Правительством Российской Федерации принято постановление от 19 июня 2002 года N 441 "Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (далее Порядок), который определяет общие принципы взаимодействия органов, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, - управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации и инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (пункт 1).
В соответствии с пунктами 2-4 Порядка передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц осуществляется в течение шести месяцев со дня введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" на основании запросов регистрирующих органов; Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации; на основании поступивших запросов органы, ранее осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц, формируют на бумажном и (или) электронном носителе и передают управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации по следующим категориям: а) ликвидированные юридические лица; б) юридические лица, которые находятся в процессе ликвидации; в) иные юридические лица.
Пунктами 8, 11 Порядка предусмотрено, что с момента принятия регистрационного дела юридического лица ответственность за его хранение возлагается на регистрирующие органы. До момента передачи регистрирующему органу регистрационных дел юридических лиц ответственность за хранение несет орган, ранее осуществлявший государственную регистрацию юридических лиц.
Контроль за организацией работы подведомственных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по приему регистрационных дел юридических лиц осуществляется управлениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность юридического лица по представлению необходимых документов, доказывающих факт его государственной регистрации, как юридического лица.
Однако судами первой и апелляционной инстанций в нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства при разрешении заявленных требований не устанавливались, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, не получили надлежащей всесторонней правовой оценки судов.
Обращаясь в суд, представитель кооператива также указал на то, что неоднократно обращался к административным ответчикам с сообщениями о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 года.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции также полагает необходимым отметить, что судами не принята во внимание последовательность действий административного истца, направленных на внесение в ЕГРЮЛ сведений о кооперативе, как о юридическом лице, созданном до 01 июля 2002 года.
Процессуальное поведение кооператива, от имени которого действовал его представитель, не давало оснований полагать, что кооператив фактически прекратил свою деятельность, наоборот административный истец последовательно указывал на то, что кооператив осуществляет свои функции, ежегодно принимаются решения об оплате членских взносов, заключены договоры на поставку электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией.
Общим собранием кооператива от 31 октября 2020 года приняты решения о внесении записи в ЕГРЮЛ, утвержден устав кооператива в новой редакции, избраны правление и председатель кооператива и назначено ответственное лицо за направление в регистрирующий орган сообщения о кооперативе, зарегистрированном до 1 июля 2002 года.
Вывод судов о том, что административный истец не лишён возможности защиты своих прав иным способом, в частности, путём обращения в регистрирующий орган, как вновь созданное юридическое лицо, сделан без учета всех обстоятельств дела и правой позиции Конституционного суда Российской Федерации, в соответствии с которой создание нового гаражного кооператива не гарантирует восстановления утраченного права на земельный участок и возможности пользования гаражами.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что к вновь созданному юридическому лицу не смогут перейти права, обязанности и имущество гаражного кооператива, необходимые для его функционирования.
В свою очередь, Конституционный суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что гуманистические начала социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина на основе принципов равенства и справедливости (статья 2, статья 7 часть 1, статья 18, статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) предполагают практическое воплощение в деятельности судов курса на социально-ориентированное правосудие. Действуя независимо и подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, суды в каждом споре должны найти справедливый баланс конкурирующих прав и законных интересов сторон, что не было учтено судами при разрешении настоящего административного спора.
Данные обстоятельства свидетельствует о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав и свобод заявителя, что в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым данные судебные акты отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Химкинского городского суда Московской области от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Химкинский городской суд Московской области.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.