Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Веневский район на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 21 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Веневский район об оспаривании решении.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Боядовский А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение администрации муниципального образования Веневский район от 22 июля 2022 года N 09-54/5162 об отказе в предоставлении земельного участка, возложить обязанность согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", прилегающего к земельным участкам с кадастровыми номерами N, N, N в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Требования обоснованы тем, что являясь собственником трех вышеуказанных земельных участков, обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность. Однако в удовлетворении заявления было отказано на основании статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не представлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Полагал, что оспариваемый отказ нарушает его права и не соответствует положениям действующего земельного законодательства, поскольку все необходимые документы были представлены, в связи с чем основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствовали.
Решением Веневского районного суда Тульской области от 16 ноября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 21 февраля 2023 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации муниципального образования Веневский район от 22 июля 2022 года N.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Боядовскому А.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 27 апреля 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 мая 2023 года, администрация муниципального образования Веневский район просит отменить апелляционное определение, в связи с существенным нарушением норм материального права. Указывает, что судом не учтены положения подпункта 3 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается кадастровый номер испрашиваемого земельного участка. Предоставлению земельного участка, как на торгах, так и без проведения торгов предшествует образование земельного участка путем утверждения схемы его расположения и постановке на кадастровый учет. С заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка Боядовский А.В. не обращался, ввиду чего основания для принятия решения о предоставлении спорного земельного участка отсутствовали. Земельный участок, указанный в схеме расположения, приложенной к заявлению Боядовского А.В, не имел установленного вида разрешенного использования и не отнесен к определенной категории земель, что является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Лица, участвующие по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при первоначальном обращении Боядовского А.В. к административному ответчику, который административный истец не оспаривал, не был соблюден порядок, предусмотренный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в администрацию он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, а не о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. При повторном обращении 10 октября 2022 года заявление административного истца было рассмотрено, 28 октября 2022 года опубликовано извещение о предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с чем нарушение прав заявителя отсутствует.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обращения гражданина как с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, так и с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то администрация не вправе была отказывать Боядовскому А.В. в предоставлении земельного участка только по основанию непредставления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Боядовский А.В. вправе приобрести земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства на торгах, проводимых в форме аукционов, а особенности предоставления таких земельных участков установлены в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Обращаясь 15 июля 2022 года в администрацию с заявлением, Боядовским А.В. реализовано право на приобретение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства на торгах.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что 15 июля 2022 года Боядовский А.В. обратился в администрацию муниципального образования Веневский район с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, прилегающего к принадлежащим ему земельным участкам с кадастровыми номерами N, N, N, площадью 2000 кв.м, приложив, в том числе, схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением администрации муниципального образования Веневский район от 22 июля 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
10 октября 2022 года Боядовский А.В. обратился в администрацию муниципального образования Веневский район с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Письмом администрации муниципального образования Веневский район от 2 ноября 2022 года заявителю сообщено, что 28 октября 2022 года осуществлена публикация извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в газете "Вести Веневского района" и размещено извещение на официальном сайте администрации муниципального образования Веневский район, а также разъяснено, что если по истечении срока, установленного статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629, со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступят, администрация подготовит постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22, 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В свою очередь подпункт 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, являлись предметом исследования и получили правильную правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Веневский район - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.