Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Беляевой Т А на решение Ступинского городского суда Московской области от 8 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 9 по Московской области к Беляевой Т А о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество, пени.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N9 по Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Беляевой Т.А. задолженность по платежам в сумме размере 28 869 руб. 54 коп, в том числе: транспортный налог за 2019 год в размере 3740 руб. 00 коп, пени за период с 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года в размере 6 руб. 36 коп.; земельный налог за 2019 год в размере 24590 руб. 00 коп, пени за период с 2 декабря 2020 года по 10 декабря 2020 года в размере 31 руб. 35 коп.; налог на имущество за 2019 год в размере 501 руб. 00 коп, пени за период с 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года в размере 0 руб. 83 коп.
Требования мотивированы тем, что в спорные налоговые периоды административный ответчик являлся плательщиком налогов. Ему выставлялись налоговые уведомления и требования. Однако недоимка по налогам не была погашена. Налоговый орган обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа, а после его отмены в суд с административным иском.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 8 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 октября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 2 мая 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 12 мая 2023 года, Беляева Т.А, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты. Указывает, что неверно исчислен земельный налог, неправомерно применена ставка в размере 1, 5%. К административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлекалась, нецелевого использования земельных участков не устанавливалось. Кроме того, суды неправомерно сослались в обжалуемых актах на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации в письме от 16 июля 2014 года N и письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30 июля 2014 года N и от 20 марта 2018 года N
На кассационную жалобу МИФНС России N9 по Московской области поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что в 2019 году Беляева Т.А. являлась собственником транспортного средства АУДИ 80, государственный регистрационный знак N
Налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 3 740 рублей, и в личный кабинет налогоплательщика - административного ответчика направлялось налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года N
В связи с неуплатой налога административному ответчику в личный кабинет направлено налоговое требование от 14 декабря 2020 года N об уплате транспортного налога сроком уплаты до 15 января 2021 года.
Налоговый орган обращался за выдачей судебного приказа с соответствующим заявлением, а после отмены 14 октября 2021 года судебного приказа от 7 сентября 2021 года ? в суд с административным иском, который поступил 15 марта 2022 года.
Кроме того установлено, что Беляева Т.А. являлась собственником следующих объектов:
- квартира с кадастровым номером N, расположенная по адресу: "адрес" Доля в праве 1. Кадастровая стоимость - в 2019 году - 567 547. Сумма к уплате по данному объекту налогообложения за 2019 год по налоговой ставке 0, 1 % за 12 месяцев составляет 467 руб. 00 коп.
- жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" Доля в праве 1. Кадастровая стоимость - в 2019 году - 21290 руб. Сумма к уплате по данному объекту налогообложения за 2019 год по налоговой ставке 0, 3 % за 12 месяцев составляет 34 руб. 00 коп.
Налоговым органом административному ответчику за 2019 год исчислен налог на имущество в указанном размере, о чем выставлено и направлено в личный кабинет налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года N, а ввиду неисполнения его - налоговые требования от 11 декабря 2020 года N в срок до 12 января 2021 года и от 14 декабря 2020 года N по сроку уплаты до 15 января 2021 года.
Данные недоимки включены в вышеназванный судебный приказ.
В 2019 году Беляева Т.А. также являлась собственником земельных участков:
- с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес" Кадастровая стоимость в 2019 году ? 733200 руб. Доля в праве ? 1. Сумма к уплате по данному объекту налогообложения за 2019 году по налоговой ставке 1, 5 % за 12 месяцев составляет 10998 руб. 00 коп.;
- с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес". Кадастровая стоимость в 2019 году - 733 200 руб. Доля в праве - 1. Сумма к уплате по данному объекту налогообложения за 2019 год по налоговой ставке 1, 5 % за 12 месяцев составляет 10998 руб. 00 коп.;
- с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес". Кадастровая стоимость в 2019 году - 270410 руб. Доля в праве -1. Сумма к уплате по данному объекту налогообложения за 2019 год по налоговой ставке 0, 3% за 1 месяцев составляет 811 руб. 00 коп.;
- с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость в 2019 году - 270410 руб. Доля в праве - 1. Сумма к уплате по данному объекту налогообложения за 2019 год по налоговой ставке 0, 3 % за 12 месяцев составляет 811 руб. 00 коп.;
- с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" Кадастровая стоимость в 2019 году ? 387920 руб. Доля в праве - 1. Сумма к уплате по данному объекту налогообложения за 2019 год по налоговой ставке 0, 3 % за 12 месяцев составляет 972 руб. 00 коп.
Всего земельный налог за 2019 год - 24590 руб.
Налоговым органом в личный кабинет административного ответчика направлялось налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года N N
В связи с неуплатой налогов административному ответчику в личный кабинет направлено требование от 11 декабря 2020 года N N со сроком уплаты до 12 января 2021 года.
Данная недоимка включена в тот же судебный приказ.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обязанность по уплате налогов у административного ответчика имелась, доказательств уплаты налогов за спорные периоды не представлено. Признавая правомерным применение в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами N и N N ставки 1, 5% (вместо 0, 3%), указал, что управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям в отношении данных участков вынесены постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нецелевое использование земельных участков, и отсутствуют данные об устранении выявленных нарушений.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При несвоевременной уплате налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (абзац 1 пункта 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса, в том числе жилой дом, квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 390 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0, 3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Из разъяснений Министерства финансов России от 14 апреля 2017 года N и письма Федеральной налоговой службы России от 19 апреля 2017 года N следует, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной с учетом категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода. Указанная правовая позиция также отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2017 года N 212-О.
Установлено, что 16 октября 2019 года на основании распоряжения администрации Милославского муниципального района Рязанской области от 19 августа 2019 года N проведена внеплановая выездная проверка в отношении данных земельных участков, в ходе которой установлено 100% зарастание земельных участков многолетней травяной сорной растительностью, закочкаренность участка более 30%, отсутствие признаков хозяйственной деятельности, агротехнических и агрохимических мероприятий, не возделываются сельскохозяйственные культуры, не осуществляется выпас скота и сенокошение, о чем администрацией Милославского муниципального района Рязанской области составлены акты проверки от 16 октября 2019 года N и N
Постановлениями управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 4 февраля 2020 года N и от 17 февраля 2020 года N Беляева Т.А. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N и N не использовались в соответствии с видом разрешенного использования, соответственно, в отношении них подлежала применению ставка 1, 5%.
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций обоснованно признали правильным оспариваемое решение налогового органа.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами, поскольку, разрешая спорные правоотношения, судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана им по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ступинского городского суда Московской области от 8 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 октября 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Беляевой Т А - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.