Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коржова А В на решение Брянского районного суда Брянской области от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 15 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Коржова А В к ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и г. Сельцо УФССП России по Брянской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и г. Сельцо УФССП России по Брянской области Шведовой Т.О, судебным приставам-исполнителям ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и г. Сельцо УФССП России по Брянской области Смольняк М.Н, Феськовой Н.В, УФССП России по Брянской области об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коржов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и городу Сельцо УФССП России по Брянской области при осуществлении контроля правильности удержаний ГБУЗ "Брянская МБ" и ГАУЗ "Брянская городская станция скорой помощи" из заработной платы Коржова А.В, бездействие начальника - старшего судебного пристава ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и городу Сельцо УФССП России по Брянской области при рассмотрении обращения по вопросу неправомерности удержаний из выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, по исполнительному производству от 23 мая 2014 года N, выразившиеся в непринятии мер по перерасчёту задолженности по алиментам по указанному исполнительному производству.
В обоснование заявленных требований указывал, что является должником по исполнительному производству от 23 мая 2014 года N о взыскании с Коржова А.В. в пользу К. алиментов на содержание несовершеннолетних детей ФИО21 и ФИО22. в размере 1/3 доли доходов ежемесячно. Получает доход в ГБУЗ "Брянская МБ", в связи, с чем судебным приставом-исполнителем вынесено и направлено по месту работы постановление об обращении взыскания на заработную плату должника. Также установлено дополнительное место получения дохода - ГАУЗ "Брянская городская станция скорой помощи", в связи с чем, в вышеназванное учреждение направлено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника, в соответствии с которым на работодателя возложена обязанность производить ежемесячные удержания в размере 50% доходов (33, 53% - текущие алименты и 16, 67% - задолженность по алиментам), до погашения задолженности. Считал, что в период с апреля по октябрь 2020 года у административного истца, являющегося получателем выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, ГБУЗ "Брянская МБ" и ГАУЗ "Брянская городская станция скорой помощи" необоснованно производились удержания алиментов из вышеназванной выплаты в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя.
Решением Брянского районного суда Брянской области от 14 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 15 февраля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 21 апреля 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 15 мая 2023 года, Коржов А.В. просит отменить вынесенные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Указывает, что выплаты, на которые обращено взыскание, имеют целевой характер, являются социальными выплатами и связаны с особыми условиями труа и дополнительной нагрузкой, возникшей в связи с осуществлением деятельности или обеспечением условий для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в связи с чем взыскание на них обращено быть не может.
На кассационную жалобу начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и городу Сельцо УФССП России по Брянской области поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N21 Брянского судебного района Брянской области от 12 мая 2014 года с административного истца Коржова А.В. в пользу К взысканы алименты в размере 1/3 всех видов заработка и иного дохода ежемесячно на содержание дочери ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с 12 мая 2014 года и до 22 апреля 2027 года, после чего алименты взыскиваются в размере 1/4 части заработка и иного дохода ежемесячно до 24 декабря 2028 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителем ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и городу Сельцо УФССП России по Брянской области Сумариной Н.В. от 23 мая 2014 года на основании вышеуказанного судебного приказа возбуждено исполнительное производство N, в отношении Коржова А.В. о взыскании с Коржова А.В. в пользу К. алиментов на содержание детей.
Судебным приставом-исполнителем было установлено, что должник Коржов А.В. является сотрудником ГБУЗ "Брянская ЦРБ" (в настоящее время ГБУЗ "Брянская МБ"), 23 мая 2014 года в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника, которое было направлено для исполнения в ГБУЗ "Брянская ЦРБ".
Поскольку установлено, что Коржов А.В. трудоустроен с 6 февраля 2020 года по совместительству на 0, 5 ставки и получает доход в ГАУЗ "Брянская городская станция скорой помощи", постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 марта 2021 года обращено взыскание на заработную плату должника, которое направлено в ГАУЗ "Брянская городская станция скорой помощи" для производства удержаний. В соответствии с пунктом 3 указанного постановления установлено - удержания производить ежемесячно с момента поступления исполнительного документа в размере в размере 50% доходов должника (33, 33% - текущие алименты и 16, 67% - задолженность по алиментам), в трёхдневный срок со дня выплаты до дня выплаты погашения задолженности. После удержания полной суммы задолженности по алиментам удержания производить в размере 33, 33% дохода должника до совершеннолетия детей.
31 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направлено в ГАУЗ "Брянская городская станция скорой помощи" для производства удержаний.
В ответ на направленное требование ГБУЗ "Брянская МБ" направило (исх. N от 25 октября 2021 года) в адрес ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и города Сельцо УФССП России по Брянской области сведения о доходах, расчеты удержаний за период с 2014 года по 2021 год в отношении Коржова А.В, исходя из которых усматривается, что работодателем производились удержания из сумы дохода, полученных Коржовым А.В, включая стимулирующие выплаты.
15 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направлено в ГБУЗ "Брянская МБ" для производства удержаний.
Полагая свои права нарушенными, Коржов А.В. обратился в ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и города Сельцо УФССП России по Брянской области по вопросу неправомерного удержания алиментов из выплат стимулирующего характера.
Ответом начальника ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и города Сельцо УФССП России по Брянской области Шведовой Г.О, со ссылкой на статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации, приказ департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года N 460, указано, что данная выплата не относится к видам доходов, на которые в соответствии со статьей 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание, поскольку выплаты, производимые на основании приказа департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года N 460 входят в заработную плату, в связи с чем бухгалтерией учреждений необходимо производить из них удержания по исполнительным документам.
В связи с поступившим из прокуратуры Советского района г. Брянска в УФССП России по Брянской области обращением Коржова А.В, административному истцу 31 августа 2021 года был направлен аналогичный ответ, в том числе содержащий указание на то, что указанный выше ответ начальника ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и города Сельцо УФССП России по Брянской области Шведовой Т.О, был дан в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", по результатам проведенной проверки нарушений в действиях сотрудников УФССП России по Брянской области не установлено.
6 декабря 2021 года УФССП России по Брянской области Коржову А.В. был дан ответ аналогичного содержания, в связи с его обращением в УФССП России по Брянской области, а также разъяснено, что в связи со вступлением в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, указанные выплаты с 1 ноября 2020 года осуществляет ГУ-Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, путем перечисления на расчетный счет работников, в связи, с чем с указанной даты на начисляемые выплаты стимулирующего характера взыскание не обращалось.
Помимо этого, в связи с поступившим аналогичным обращением Коржова А.В. прокуратурой Брянского района 19 ноября 2021 года в адрес УФССП России по Брянской области направлено представление об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве, в связи с тем, что сумма алиментов из заработной платы должника исчислялась с учетом стимулирующих выплат.
В ответ на поступившее представление руководителем УФССП России по Брянской области 28 декабря 2021 года в адрес прокуратуры Брянского района направлено сообщение, в соответствии с которым, по результатам рассмотрения поступившего представления, нарушения, отмеченные в акте прокурорского реагирования, не нашли своего подтверждения, в связи с чем было принято решение не проводить служебную проверку по данному факту.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что специальная социальная выплата медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь за работу с больными с коронавирусной инфекцией, не связана с отнесением административного истца к отдельным категориям граждан, получающим ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, обусловлена условиями исполнения Коржовым А.В. трудовых обязанностей, количеством отработанных нормативных смен, занимаемой должностью и квалификацией работника. Спорная денежная выплата по существу является дополнительным вознаграждением за работу в особых условиях, из которого удержание алиментов на детей надлежит производить в общем порядке.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального и процессуального права и надлежащей оценки, представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (статья 4 Закона об исполнительном производстве).
В силу части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, примерный перечень которых содержится в данной статье, и не является исчерпывающим; судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи).
Статьей 102 Закона об исполнительном производстве установлено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2).
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 Перечня удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе:
- с выплат, связанных с условиями труда, в том числе с выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), с повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, с выплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с оплаты сверхурочной работы;
- с денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи, а также врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей);
- с премий и вознаграждений, предусмотренных системой оплаты труда;
- с других видов выплат к заработной плате, установленных законодательством субъекта Российской Федерации или применяемых у соответствующего работодателя.
Доходы, на которые не может быть обращено взыскание, отражены в статье 101 Закона об исполнительном производстве.
Специальные социальные выплаты за нормативную смену в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в данном перечне не содержатся.
Как следует из постановлений Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415, от 12 апреля 2020 года N 484 в 2020 году федеральным законодательством были установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе: за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусиая инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией. Такая выплата осуществлялась с 30 января 2020 года по 31 октября 2020 года.
В соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2014 года N89-3 "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Брянской области" постановлением Правительства Брянской области от 22 января 2016 года N 34-п утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Брянской области, пунктом 5.9 которого предусмотрено, что размер выплат стимулирующего характера за дополнительную медицинскую помощь определяется по основной должности, занимаемой в порядке совместительства, за фактически отработанное время, с учетом критериев и показателей оценки эффективности деятельности указанных категорий работников, утверждаемых приказом департамента здравоохранения Брянской области.
Из системного толкования постановлений Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 и от 12 апреля 2020 года N 484, приказа Департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года N 460 "Об установлении выплат работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета" следует, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, производилась работодателем, в соответствии с установленным порядком. Данные выплаты осуществлялись по 31 октября 2020 года.
Согласно вступившему в законную силу с 1 ноября 2020 года постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2021 медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), внесении изменения во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" региональное отделение Фонда социального страхования производит ежемесячно в период с 1 ноября 2020 года и 31 декабря 2021 года специальные социальные выплаты категориям работников, указанных в пункта 2 Постановления N1762.
На основании вышеуказанных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об обоснованности удержания в период с апреля по октябрь 2020 года из произведенной административному истцу выплаты стимулирующего характера размера алиментов, в соответствии Перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N841.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с тем, что специальная социальная выплата медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь, за работу с больными с коронавирусной инфекцией не связана с отнесением истца к отдельным категориям граждан, получающим ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, обусловлена условиями исполнения Коржовым А.В. трудовых обязанностей, количеством отработанных нормативных смен, занимаемой должностью и квалификацией работника, в связи с чем, по своей природе является дополнительным вознаграждением за работу в особых условиях, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей в общем порядке.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалобы каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит, сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки районного и областного судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Выводы, изложенные в вынесенных судебных решениях, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брянского районного суда Брянской области от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коржова А В - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.