Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Изоткиной И.В, судей Порубовой О.Н, Потеминой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Оксаны Сергеевны к администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в восстановлении в списке очередников на получение жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности восстановить в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
по кассационной жалобе Кузьминой Оксаны Сергеевны на решение Одинцовского городского суда Московской области от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Порубовой О.Н, судебная коллегия
установила:
Кузьмина О.С. обратилась в суд с иском к администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в восстановлении в списке очередников на получение жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности восстановить в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование требований указала, что на основании постановлений администрации г.п. Лесной городок Одинцовского муниципального района Московской области от 26 октября 2010 г. и N 366 от 28 апреля 2011 г. была признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 25 октября 2016 г. на основании постановления администрации г.п. Лесной городок Одинцовского муниципального района Московской области N 161 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. 4 февраля 2022 г. обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении ее в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 10 марта 2022 г. ответчиком отказано в признании ее малоимущей и восстановлении в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда Одинцовского городского округа, поскольку истец не является малоимущей, так как ее среднедушевой доход и стоимость имущества семьи составляет 11 249, 99 рублей, что выше величины порогового значения в размере 8 217, 77 рублей, установленной в Одинцовском городском округе.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 21 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 декабря 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Кузьминой О.С. ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления администрации городского поселения Лесной городок Одинцовского городского округа Московской области от 28 апреля 2011 г. N 139 Николаева (в настоящее время Кузьмина) О.С. принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением администрации городского поселения Лесной городок Одинцовского городского округа Московской области от 25 октября 2016 г. N 161 на основании п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ истец снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку при проверке документов администрацией городского поселения Лесной городок Одинцовского городского округа Московской области получена выписка из ЕГРН, согласно которой истец является собственником квартиры по адресу: "адрес".
Истец указала, что при принятии решения о снятии ее с учета была получена ошибочная информация, повторное обращение в администрацию по вопросу восстановления ее на учете нуждающихся в жилых помещениях через продолжительное время было обусловлено сбором документов в подтверждение своих доводов.
Так, постановлением и.о. дознавателя - оперуполномоченного УР ОП г/п Лесной городок МУ МВД России "Одинцовское" от 28 мая 2017 г. отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению Николаевой (Кузьминой) О.С. по факту незаконного оформления в ее собственность квартиры с использованием кредитных средств, поскольку в рассматриваемом случае имеет место совпадение данных заявителя и собственника квартиры.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 21 августа 2020 г. у Кузьминой О.С. отсутствует в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
4 февраля 2022 г. истец обратилась в администрацию Одинцовского городского округа с заявлением о восстановлении в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
10 марта 2022 г. администрацией дан ответ, что основания для признания Кузьминой О.С. малоимущей и восстановления в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда Одинцовского городского округа, отсутствуют, поскольку истец не является малоимущей, ее среднедушевой доход и стоимость имущества семьи составляет 11 249, 99 рублей, что выше величины порогового значения в размере 8 217, 77 рублей, установленной в Одинцовском городском округе.
Обращаясь с настоящим иском, истец исходила из того, что поскольку она была незаконно снята с учета в связи с предоставлением ошибочных сведений из ЕГРН, то в настоящее время должна быть восстановлена в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 49, 51, 56 ЖК РФ, Законом Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005 - ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. N 231/2017 - ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 25 ноября 2021 г. N 6/30 "Об установлении величины порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан, проживающих на территории Одинцовского городского округа Московской области, малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Одинцовского городского округа Московской области на 2022 г.", исходил из того, что Кузьмина О.С. утратила основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно утратила статус малоимущей.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, возникший спор судом разрешен правильно, выводы соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Принимая указанное решение, суд правильно исходил из того, что в силу положений части 2 статьи 49 ЖК РФ право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.
Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на 2022 г. уровень доходов Кузьминой О.С. превысил установленный в муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для восстановления истца в очереди не имеется, поскольку в соответствии с п. 1 ст.4 Закона Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" перед принятием органом местного самоуправления решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, а также один раз в пять лет для подтверждения права состоять на учете граждан, подавший заявление, представляет документы, указанные пунктах 1 - 8, 10 - 12 части 3 статьи 2.1 вышеуказанного Закона.
Оценив представленные Кузьминой О.С. документы, муниципальный орган в силу п. 1 ст.4 вышеуказанного закона пришел к выводу о том, что право состоять на учете Кузьмина О.С. не имеет, в этой связи не имеется оснований и для ее восстановления на учете.
Несогласие Кузьминой О.С. с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на оспаривание выводов нижестоящих судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены судебных постановлений. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьминой Оксаны Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья О.Н. Порубова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.