N88-16039/2023
N2-1858/2022
г. Саратов 9 июня 2023 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Поволоцкой И.А, рассмотрев гражданское дело по иску Ксенофонтовой Ирины Анатольевны, Ксенофонтова Владимира Анатольевича к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск" о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Ксенофонтовой Ирины Анатольевны, Ксенофонтова Владимира Анатольевича на решение мирового судьи судебного участка N 18 Воскресенского судебного района Московской области от 15 июня 2022 года, апелляционное определение Воскресенского городского суда Московской области от 10 января 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Ксенофонтова И.А. и Ксенофонтов В.А. обратились к мировому судье с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск" (далее - ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск") об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за 9 месяцев 2019 года, за 2020 - 2021 годы и за период январь-апрель 2022 года, взыскании излишне уплаченных денежных средств в размере 26 192 рублей 60 коп, компенсации морального вреда по 10 000 рублей в пользу каждого.
В обоснование иска указали, что они зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: "адрес", где производят оплату коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В двух других жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, никто не проживает и услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами не пользуется, однако они производят оплату этих услуг. В удовлетворении заявления о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчик им отказал..
Решением мирового судьи судебного участка N 18 Воскресенского судебного района Московской области от 15 июня 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением Воскресенского городского суда Московской области от 10 января 2023 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ксенофонтов В.А. и Ксенофонтова И.А. оспаривают законность и обоснованность судебных постановлений, принятых по делу, просят их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права при рассмотрении дела, обязанность ответчика произвести перерасчет в связи с тем, что спорных жилых помещениях никто не проживает и услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами не пользуется.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, статья 6 Закона об отходах производства и потребления и пункт 4(1) Правил N 354 предусматривают возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о порядке расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в зависимости от площади жилого помещения.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 года N 424-РМ (в ред. от 9 октября 2018 года) и распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 сентября 2021 года N 431-РВ на территории Московской области установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, истцы Ксенофонтова И.А. и Ксенофонтов В.А. являются собственниками в равных долях жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" а также Ксенофонтова И.А. является собственником квартиры по адресу: "адрес" и жилого помещения по адресу: "адрес".
ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - обращение с ТКО) на территории Воскресенской зоны, в которую входит г. Воскресенск.
В жилом помещении по адресу: "адрес" истцы зарегистрированы по месту жительства, проживают и производят оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Полагают, что поскольку по двум другим адресам фактически никто не проживает и коммунальной услугой по обращению с ТКО не пользуется они, как собственники жилых помещений не должны производить оплату названных услуг.
Между тем, пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В абзаце 3 пункта 3.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П "По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой" отмечается, что даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами права и разъяснениями, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для освобождения истцов, как собственников жилых помещений от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО, в связи с чем об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводов, свидетельствующих о неправильном применении или нарушении судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 18 Воскресенского судебного района Московской области от 15 июня 2022 года, апелляционное определение Воскресенского городского суда Московской области от 10 января 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ксенофонтовой Ирины Анатольевны, Ксенофонтова Владимира Анатольевича - без удовлетворения.
Судья: подпись.
Верно
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.А. Поволоцкая
09.06.2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.