Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, с участием прокурора Пирожниковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июня 2023 года гражданское дело по иску Тищенко ФИО8 к Брянской городской администрации, муниципальному образованию "город Брянск" в лице Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации о взыскании компенсации морального вреда, материального ущерба
по кассационной жалобе муниципального образования "город Брянск" в лице Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации
на решение Советского районного суда г. Брянска от 12 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-4091/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 января 2023 года по гражданскому делу N 33-328/2023, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Тищенко М.В. обратилась в суд с иском к Брянской городской администрации, муниципальному образованию "город Брянск" в лице Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации о взыскании компенсации морального вреда, материального ущерба.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 12 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 января 2023 года, исковые требования Тищенко М.В. удовлетворены частично: с муниципального образования "город Брянск" в лице Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в пользу Тищенко М.В. за счет казны муниципального образования "город Брянск" взыскана компенсация морального вреда в размере 50000 руб, расходы на лечение в размере 1569, 90 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В поданной кассационной жалобе муниципальное образование "город Брянск" в лице Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации просит отменить принятые судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку ответчиком исполнены обязанности по организации отлова безнадзорных собак; при наличии подрядной организации, которая самостоятельно организует работы по отлову, несет ответственность за ущерб, а также истцом не доказан факт укуса безнадзорной собакой.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия посчитала возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, выслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, 22 апреля 2022 года Тищенко М.В. в г. Брянске была покусана безнадзорной собакой, в результате чего ей причинены телесные повреждения в виде укушенной раны левой голени, в связи с чем, она обращалась за медицинской помощью, также в ОП N1 УМВД России по г. Брянску для принятия мер.
Из письма заместителя главы Бежицкой районной администрации г.Брянска от 24 мая 2022 года следует, что администрацией направлено обращение в МБУ "Дорожное управление" г. Брянска о принятии возможных мер по отлову безнадзорных собак с последующим размещением агрессивных собак в приюте.
На основании статьи 6 Закона Брянской области от 16 марта 2020 года N 19-3 "Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Брянской области" указанные в нем органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельными государственными полномочиями, которые включают в себя, в том числе, отлов животных без владельцев.
В силу статьи 14 вышеназванного Закона органы и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области.
Согласно Ведомственной структуре расходов бюджета г. Брянска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной решением Брянского городского Совета народных депутатов от 22 декабря 2021 г. N507 "О бюджете городского округа город Брянск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", главным распорядителем средств бюджета по виду расходов "Организация и проведение на территории Брянской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части оборудования и содержания скотомогильников (биотермических ям) и по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.
В соответствии с Постановлением Брянской городской администрации от 6 апреля 2021 года N962-П "Об определении уполномоченного органа и должностного лица, осуществляющих полномочия Брянской области, переданные органам местного самоуправления по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации определен уполномоченным органом, осуществляющим от лица Брянской городской администрации, на территории городского округа город Брянск отдельные государственные полномочия Брянской области при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Настоящим Постановлением определено должностное лицо, уполномоченное на осуществление отдельных государственных полномочий - Председатель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрацией.
В силу статьи 44 Устава города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 ноября 2005 года, Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области.
К полномочиям Брянской городской администрации, в пределах компетенции, установленной настоящим Уставом, относится, в частности, составление проекта бюджета города Брянска, исполнение бюджета города Брянска (статьи 45 Устава).
Согласно материалам дела, 1 марта 2022 года между Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации, действующим от имени и в интересах городского округа город Брянск, и МБУ "Дорожное управление" г.Брянска, заключен муниципальный контракт сроком действия с 1 марта 2022 года по 30 июня 2022 года, из которого следует, что орган местного самоуправления Брянская городская администрация принял на себя обязательство по отлову безнадзорных животных, что не противоречит действующему нормативному регулированию.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования Тищенко М.И. о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, установили исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу, что непосредственной причиной причинения вреда здоровью истца явилось нападение бездомной собаки по вине муниципального образования "город Брянск" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, который ненадлежащим образом исполнял обязанности по организации отлова безнадзорных животных. В связи с чем, верно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу Тищенко М.И. компенсации морального вреда, определив ко взысканию сумму в размере 50000 рублей.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 150, 151, 1064, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе ответчиком доводы об отсутствии оснований для возмещения морального вреда, т.к. истцом не подтвержден факт нападения безнадзорной собаки, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки ответчика в кассационной жалобе на наличие оснований для возложения обязанности по выплате компенсации морального вреда на подрядную организацию, с которой заключен договор на отлов безнадзорных собак, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации является главным распорядителем средств бюджета по виду расходов "Организация и проведение на территории Брянской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части оборудования и содержания скотомогильников (биотермических ям) и по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях по доводам кассационной жалобы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам кассационной жалобы по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 12 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "город Брянск" в лице Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.