Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А. и Вербышевой Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрыкина Д.С. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения и обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе Департамента социальной защиты Воронежской области на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 октября 2022 г, заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А,
УСТАНОВИЛА:
Петрыкин Д.С. обратился с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 16 мая 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 октября 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 16 мая 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент социальной защиты Воронежской области оспаривает законность и обоснованность судебных актов, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судами, Петрыкин Д.С. относится к категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку его родители Петрыкина Н.А. и Петрыкин С.Д. решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 16 марта 2007 г. лишены родительских прав в отношении него.
Судом также установлено и ответчиками не оспорено, что Петрыкин Д.С. не имеет в собственности жилого помещения.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07 октября 2011 г. N2400/ОД Петрыкин Д.С, ДД.ММ.ГГГГ г.р, зарегистрированный по адресу: "адрес", принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, с 22 июня 2011 г.
Данные обстоятельства не оспорены ответчиками.
Проанализировав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая установленные в судебном заседании юридически значимые для дела обстоятельства, принимая во внимание то, что Петрыкин Д.С. относится к числу лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, внесен в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по достижению 18-летнего возраста не был обеспечен жильем, то в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются законные основания для обеспечения его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены доводы ответчика департамента социальной защиты Воронежской области о том, что в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 03 февраля 2022 г. N 46, вступившим в законную силу 13 февраля 2022 г, внесены изменения в постановление правительства Воронежской области от 31 декабря 2014 г. N1241 "Об утверждении Положения о департаменте строительной политики Воронежской области", согласно которому на департамент строительной политики Воронежской области возложена функция по осуществлению закупок жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа путем заключения договоров (государственных контрактов) купли-продажи и договоров участия в долевом строительстве, и что суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве соответчика департамент строительной политики Воронежской области.
Согласно п. 3.1.2 Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. N1132, департамент социальной защиты Воронежской области принимает решение о предоставлении помещений по договорам социального найма нуждающимся лицам.
В соответствии с п. 3.1.9 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08 мая 2009 г. N365, управление специализированным жилищным фондом на территории Воронежской области осуществляется департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области. Согласно п. 4.11 Положения департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области наделен полномочиями по заключению договоров социального найма жилых помещений с нанимателями.
В свою очередь, департамент строительной политики Воронежской области осуществляет свою деятельность в рамках компетенции, определенной Положением о департаменте строительной политики Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря 2014 г. N1241.
Так, согласно п. 2.1 Положения одной из основополагающих задач департамента строительной политики Воронежской области является осуществление комплекса мероприятий, направленных на содействие развития рынка недвижимости в жилищной сфере, стимулирование жилищного строительства, использование бюджетных средств для приобретения жилья, в том числе, осуществление закупок жилых помещений путем заключения договоров (государственных контрактов) купли-продажи и договоров участия в долевом строительстве в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Департамент строительной политики Воронежской области не является органом, ответственным за предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а реализует исключительно функцию по закупке жилых помещений с целью их последующего распределения указанным лицам уполномоченными исполнительными органами государственной власти Воронежской области, поэтому был привлечен судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на иную оценку доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента социальной защиты Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.