N 88-13721/2023
N 2-391/2022
г. Саратов 02 мая 2023 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ефимовой Д.А, рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Эко Альянс" к ФИО1 о взыскании суммы задолженности за фактически оказанные услуги Региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по встречному иску ФИО1 к ООО "Эко Альянс" о взыскании стоимости мешков, израсходованных для сбора мусора к вывозу Региональным оператором, по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N9 Видновского судебного района Московской области от 17 июня 2022 г. и апелляционное определение Видновского городского суда Московской области от 21 октября 2022 г,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эко Альянс" обратилось с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги за период с 01 апреля 2019 г. по 31 августа 2020 г. в сумме 5155, 18 руб, расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
ФИО1 обратилась в суд со встречным иском к ООО "Эко Альянс" о взыскании стоимости мешков, израсходованных для сбора мусора к вывозу Региональным оператором за период с 01 апреля 2019 г. по 31 августа 2020 г. в сумме 6080 руб, судебных расходов в сумме 113 руб, расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка 9 Видновского судебного района Московской области от 17 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Видновского городского суда Московской области от 21 октября 2022 г. исковые требования ООО "Эко Альянс" удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, постановленных с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно о полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил.
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, статья 6 Закона об отходах производства и потребления и пункт 4(1) Правил N 354 предусматривают возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о порядке расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в зависимости от площади жилого помещения.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 9 октября 2018 года N 607-РМ (действовавшим с 1 января 2019 года по 1 октября 2021 года) установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) указанных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ЭкоАльянс" на основании соглашения от 14 мая 2018 г. N 1, утвержденному Министерством природных ресурсов Республики Бурятия "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами" осуществляет оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включающей территорию городского образования Улан-Удэ.
Типовая форма договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами размещена официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником ? доли жилого дома по адресу: "адрес".
Фактически ООО "ЭкоАльянс" оказывало услуги и несло расходы по вывозу и утилизации ТКО, а ФИО1 является потребителем услуги по обращению с ТКО. Заключение договора на вывоз ТКО является обязанностью потребителя, доказательств заключения договоров с иными организациями суду не представлено.
Истцом по первоначальным требованиям представлен расчет задолженности, проверен и признан судом верным, ответчиком не оспорен.
Удовлетворяя первоначальный иск, руководствуясь положениями статей Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ N1156 от 12.11.2016 г. "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 265.08.2008 г. N 641" статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 426, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика задолженности по оплате за коммунальную услугу, в связи с чем пришел к выводу о взыскании задолженности в заявленном истцом размере.
В указанной части решение суда в апелляционном порядке не обжаловалось и не было предметом проверки судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии достаточной совокупности допустимых и относимых доказательств необходимости, а также несения расходов по приобретению мусорных мешков.
ФИО1, предъявляя встречный иск к ООО "ЭкоАльянс" о взыскании расходов, связанных с необходимостью приобретения мусорных мешков, указывала на ненадлежащее исполнение условий договора по вывозу ТБО в части организации складирования твердых коммунальных отходов и не представления Региональным оператором мешков для их накопления.
Обжалуя судебные постановления в указанной части, ФИО1 приводит доводы, аналогичные заявленным при рассмотрении дела в суде первой инстанции и приведенным в апелляционной жалобе.
Указанные доводы судом кассационной инстанции отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с п. 10 Порядка осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов, установленного Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о наличии иных альтернативных способов складирования твердых коммунальных отходов кроме пакетированного и не предполагает его исключительности.
Кроме того, ФИО1 не представлено доказательств несения фактических расходов по приобретению мусорных мешков, что ею не оспаривается.
С учетом приведенных обстоятельств, отраженных в материалах дела, у судов не имелось законных оснований для удовлетворения встречного искового заявления.
Выводы судов основаны на исследовании конкретных обстоятельств спора и оценке представленных сторонами в обоснование своих позиций доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, свидетельствующих о неправильном применении или нарушении судом норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N9 Видновского судебного района Московской области от 17 июня 2022 г, апелляционное определение Видновского городского суда Московской области от 21 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Д.А. Ефимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.