Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А. и Вербышевой Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бочарова Д.А. к администрации г.Курска о предоставлении жилого помещения, по кассационным жалобам администрации г. Курска, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска на заочное решение Ленинского районного суда г. Курска от 6 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 17 января 2023г, заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А,
УСТАНОВИЛА:
Бочаров Д.А. обратился в суд с иском к администрации г. Курска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курса за счет субвенций, выделяемых из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества г. Курска, заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Курска от 6 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 17 января 2023 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах администрации г. Курска, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, заявители ссылаются на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГг. в "адрес", относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Поныровского районного суда Курской области от 4 сентября 2006 г. его мать Бочарова Т.В. лишена родительских прав, истец был передан на попечение отца Бочарова А.Н. Решением того же суда от 28 октября 2008 г. отец истца также был лишен родительских прав, истец был передан на попечение органа опеки и попечительства - администрации Поныровского района Курской области.
С 05 февраля 2009г. по 01 сентября 2011г. Бочаров Д.А. находился на полном государственном обеспечении в ОГОУ "Теткинский детский дом" Глушковского района Курской области, с 01 сентября 2011г. по 28 августа 2012г. на полном государственном обеспечении в ОКС(К)ОУ "Дмитриевская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат V вида" г.Дмитриева Курской области.
Постановлением главы администрации Дмитриевского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетним Бочаровым Д.А. назначена Переверзева О.А. до его совершеннолетия.
Бочаров Д.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес".
Истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договору найма специализированных жилых помещений по г. Курску.
До настоящего времени Бочаров Д.А. жилым помещением, предоставленным по договору найма специализированного жилого помещения, не обеспечен, в собственности жилых помещений не имеет.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Курской области от 28 декабря 2007 г. N 139-ЗКО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области", Закона Курской области от 20 августа 2021 г. N 77-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" и исходил из того, что Бочаров Д. А. относится к категории лиц, указанных в статье 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включен в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений, при этом в собственности жилых помещений не имеет.
Судом первой инстанции учтено, что ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы правовых актов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения соответствующей категории граждан.
Кроме того, судом первой инстанции отмечено, что с 1 января 2022 г. Законом Курской области от 20 августа 2021 г. N 77-ЗКО органы местного самоуправления Курской области наделены полномочиями на предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда и заключение договора найма специализированных жилых помещений, в связи с чем именно на администрации г. Курска лежит обязанность по обеспечению жильем Бочарова Д.А.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица о том, что предоставление истцу жилья по решению суда нарушит права и законные интересы других лиц этой же категории, включенных в список, право которых возникло ранее, как противоречащие нормам материального права.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, доводы Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска о том, что Бочаров Д.А. значится в Списке детей-сирот, подлежащих обеспечением жильем под номером 888, вынесенные судебные акты ограничивают реализацию прав детей-сирот, у которых право на получение жилого помещения возникло в более ранее сроки, чем у истца, судебной коллегией отклоняются как не соответствующие вышеприведенным требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы о необходимости рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку настоящий спор не обладает признаками, предусмотренными статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких данных суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационных жалоб заявителей.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Ленинского районного суда г. Курска от 6 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 17 января 2023г. оставить без изменения, кассационные жалобы администрации г. Курска, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.