Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу ФИО4 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Киевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в размере 20 000 тысяч рублей.
Решением судьи Киевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Киевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО4 просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п. 3).
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель, разработка проекта конвертации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков (п. 4).
Пунктами 5, 6 данных Правил установлено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в обязательном порядке подлежат нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
На основании пункта 15 Правил проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
Согласно п. 24 Правил лица, указанные в п. 3 и 4 утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных п. 15 данных Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в п. 16 Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в п. 15 Правил, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначении, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 26 данных Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3, 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее, чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым с участием должностного лица отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора совместно со специалистами ФГБУ "Краснодарская ветеринарная межобластная лаборатория" проведена проверка в отношении ООО "Одаль" при использовании земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344.
В ходе проверки установлено, что указанный земельный участок расположен по адресу: "адрес", Кольцовский с/с, - и относится к категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование сельскохозяйственное использование.
Данный земельный участок находится в пользовании ООО "Одаль" (директор ФИО2) для осуществления недропользования (для разработки карьера по добыче пильных известняков) по краткосрочному договору аренды, заключенному ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО4 на срок 11 месяцев с пролонгацией, владеющей земельным участком на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям договора аренды (п. 7.4) арендатор (ООО "Одаль") обязан сменить категорию и целевое назначение для соблюдения п. 1.2 Договора (для разработки карьера по добыче пильных известняков). Данная обязанность не выполнена.
Пунктом 8.2.1 Договора на арендатора возложена обязанность использовать объекты недвижимости в соответствии с их целевым назначением.
Согласно р. 8.2.3 арендодатель обязан стараться не допускать ухудшения состояния передаваемого участка в течение всего срока аренды, однако исходное состояние земельного участка умалчивается.
В ходе осмотра составлен протокол осмотра территории, произведен обмер грунта, составлен протокол отбора проб на агрохимические показатели с нарушенной площади земельного участка, а также с контрольного участка, площадью 9, 5274га, замечания к отбору отсутствовали.
Согласно Протоколу инспекции Органа инспекции ФГБУ "Краснодарская МВД" от ДД.ММ.ГГГГ N Ф-93/АП на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 90:11:100501:344 на площади 6, 6411 га в сравнении с контрольным участком произошло существенное снижение плодородия согласно Критериям существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно сведениям в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ установлен Публичный сервитут на срок до ДД.ММ.ГГГГ для размещения объектов недропользования и их неотъемлемых принадлежностей на Кольцовском месторождении известняков, который частично затрагивает северный край участка с кадастровым номером 90:11:100501:344. Правообладателем публичного сервитута является ООО "Одаль".
Согласно данным, размещенным на портале Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, на данной территории выдавалась лицензия ООО "Власс" на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для разведки и добычи известняка в Нивовском месторождении "адрес". Руководителем и соучредителем этого юридического лица являлся ФИО2 Данное юридическое лицо прекращено путем ликвидации ДД.ММ.ГГГГ.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344 с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО4
Протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что земельный участок с кадастровым номером 90:11:100501:344 нарушен в ходе производства работ по недропользованию, о чем свидетельствуют характерные карьерные выемки. Площадь снятия плодородного слоя почвы и грунтов, согласно замерам, составила 6, 6411 га.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N информация о деградации почв на указанном земельном участке не поступала.
Уведомление об утверждении проектов рекультивации нарушенного земельного участка с приложением утвержденного проекта) в Управление Россельхознадзора не поступало.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N информация о деградации почв, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 90:11:100501:344 не поступала.
Уведомление об утверждении проектов рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером 90:11:100501:344 в Управление не поступало.
ООО "Одаль" предоставлена электронная неутверждённая версия проекта рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:100501:344, 90:11:000000:4011, разработанного в 2020 году индивидуальным предпринимателем ФИО3. Согласно разделу 1.2 данного Проекта, "до настоящего момента Кольцовское месторождение не разрабатывалось, какие-либо нарушения, земли на площади месторождения отсутствуют".
В процессе проведенной проверки установлен факт сокрытия порчи земель на земельном участке с кадастровым номером 90:11:100501:344 на площади 6, 6411 га, северная часть которого входит в Кольцовское месторождение, южная ? в Нивовское. Обязанность по рекультивации земель, нарушенных ранее в ходе производства работ по недропользованию на Нивовском месторождении пильных известняков не исполнена, в результате чего землям сельскохозяйственного назначения и почвам как объекту охраны окружающей среды причинен ущерб.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом в отношении ФИО4 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО4 подтверждены доказательствами по делу: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами инспекций, отбора проб, схемами, фото-таблицами, выписками, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что срок рекультивации земель не истек, был предметом должного исследования и оценки, верно сделан вывод о том, что это обстоятельство не свидетельствует об отсутствии вины ФИО4 в совершении правонарушения, так как диспозицией части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность как за несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, так и за невыполнение такой обязанности, а согласно материалам дела обязанность по рекультивации земель не выполнялась.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Анализ обстоятельств дела с учетом положений ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 30.6 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что судебными инстанциями в порядке, предусмотренном законом, проверены должным образом жалобы на постановление должностного лица, дана оценка имеющимся в деле доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права, приняты мотивированные и обоснованные решения об отсутствии оснований для принятия иного от постановления должностного лица, решения.
По своей сути доводы жалобы не содержат ни фактического, ни правового обоснования, и не могут влиять на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
По смыслу положений статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии пересмотра вступивших в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях судья Верховного Суда Российской Федерации проверяет законность и обоснованность означенных актов, исходя из доводов, изложенных в жалобе (протесте), и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу (протест), на основании имеющихся в материалах дела доказательств и установленных предыдущими судебными инстанциями фактических обстоятельств дела, не осуществляя при этом сбор дополнительных доказательств, их исследование и оценку.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).
В силу названной нормы представляется верным вывод о том, что достаточность доказательной базы, на основании которой возможно принять решение о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения определяет судья и должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении по существу.
В материалах дела достаточно доказательств, позволявших должностному лицу рассмотреть дело по существу и вынести постановление о наличии события и состава административного правонарушения, и сам по себе довод о неполноте исследования не указывает на неполное и необъективное рассмотрение дела и на нарушение принципа состязательности.
Однако выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со 30.17 КоАП РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Несогласие с мотивами, приведенными судебной инстанцией в обоснование вывода о доказанности вины ФИО4 не может являться поводом к отмене состоявшихся по делу судебных актов, принятие подобного решения не согласуется с материалами дела.
Административное наказание назначено ФИО4 в пределах санкции части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Киевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.