Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 по доверенности ФИО2 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ИФНС России N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N/ДЛ-109, решение судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении генерального директора ООО "КАПАМАКИ" ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ИФНС России N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N/ДЛ-109, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директора ООО "КАПАМАКИ" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2 просит отменить состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения генерального директора ООО "КАПАМАКИ" ФИО1 к административной ответственности) установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения генерального директора ООО "КАПАМАКИ" ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили обстоятельства, выявленные при осуществлении ИФНС России N по "адрес" проверки соблюдения ООО "Капамаки" валютного законодательства Российской Федерации на основании представленных обществом по требованию Налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ N документов.
По итогам проведенной проверки Налоговым органом выявлено привлечение Обществом в 2019 году к трудовой деятельности иностранных работников - граждан Республики Узбекистан.
Заработная плата была выплачена, в том числе ФИО4 наличными денежными средствами из кассы Общества в размере 10050, 00 руб, что подтверждается платежной ведомостью N от ДД.ММ.ГГГГ.
Также факт выплаты заработной платы в наличной форме подтверждается отсутствием у иностранных граждан открытых в 2019 году банковских счетов, в каких либо банках РФ.
Следовательно, генеральным директором ООО "КАПАМАКИ" ФИО1 осуществлена незаконная валютная операция на сумму 10050, 00 рублей, расчеты по которой произведены, минуя счета в уполномоченных банках, то есть, нарушены требования пункта 2 статьи 14 Закона N-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
По факту выявленных правонарушений Налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N/ДЛ-047 в отношении генерального директора ООО "Капамаки", действия должностного лица были квалифицированы по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника ИФНС России N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N/ДЛ-109, генеральный директор ООО "КАПАМАКИ" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
С выводами должностного лица согласились судьи нижестоящих инстанций.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно акту проверки, помимо нарушения валютного законодательства в отношении названного иностранного лица в рамках оно госпроверки указаны нарушения валютного законодательства в отношении ряда иных лиц, по которым составлено 37 отдельных протоколов об административных правонарушениях по каждой отдельно взятой дате.
Из 37 протоколов об административных правонарушениях должностным лицом административного органа рассмотрено 31 протокол с вынесением 31 отдельных постановлений о назначении административных штрафов в размере 20 000 рублей в каждом случае.
Следует отметить, что нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе, правонарушения являются однородными, вследствие чего оснований квалифицировать каждый выявленный эпизод как самостоятельный состав административного правонарушения у налогового органа не имелось.
Сведений об исполнении обжалуемого постановления должностного лица материалы дела не содержат.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N-П, от ДД.ММ.ГГГГ N-П, от ДД.ММ.ГГГГ N-П, от ДД.ММ.ГГГГ N-П).
В пункте 6 своего постановления от ДД.ММ.ГГГГ N-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО "КАПАМАКИ" ФИО1 вынесением постановлений по каждому факту выплаты приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо, основания квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизодов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливать за каждое из них административное наказание у должностного лица административного органа отсутствовали.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Административное правонарушение согласно протоколу об административном правонарушении совершено до внесения изменения в КоАП РФ, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, и материалами дела исполнение постановления о назначении административного штрафа не подтверждается.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеуказанное, постановление заместителя начальника ИФНС России N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N/ДЛ-109, решение судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении генерального директора ООО "КАПАМАКИ" ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции двухгодичный срок давности привлечения генерального директора ООО "КАПАМАКИ" ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность направления дела на новое рассмотрение утрачена.
В силу изложенного, производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника ИФНС России N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N/ДЛ-109, решение судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении генерального директора ООО "КАПАМАКИ" ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.