Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу заместителя руководителя государственной жилищной инспекции "адрес" ФИО3 на вступившее в законную силу решение судьи Прикубанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Восточный квартал" по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью "Восточный квартал" (далее - ООО "Восточный квартал", Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Прикубанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи отменено с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя ФИО3 просит отменить решение судьи районного суда, полагая его незаконным и необоснованным, мотивируя тем, что судами не всесторонне исследованы обстоятельства дела. Доказательствам по делу дана неверная оценка.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья кассационной инстанции приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 2 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лип - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Восточный квартал" к административной ответственности) установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 указанной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией "адрес" на основании распоряжения заместителя руководителя указанного органа Nл от ДД.ММ.ГГГГ была назначена плановая, выездная и документарная проверка в рамках осуществления регионального лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в соответствии с утвержденным Государственной жилищной инспекцией "адрес" планом плановых проверок на 2021 год.
ООО "Восточный квартал" уведомлено о проведении внеплановой выездной проверки на основании указанного выше распоряжения предусмотренным ч. 16 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля способом ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 8 распоряжения государственной жилищной инспекции "адрес" о проведении плановой выездной и документарной проверки Nл от 15..09.2021 период проведения проверки составил 6 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В п. 15 распоряжения перечислены документы, предоставление которых юридическим липом необходимо для достижения целей и задач проверки.
Вместе с тем, на основании акта о невозможности проведения проверки N от ДД.ММ.ГГГГ к моменту его составления ООО "Восточный квартал" в государственную жилищную инспекцию "адрес" не представлены документы, указанные в п. 13 распоряжения государственной жилищной инспекции "адрес" о проведении плановой выездной и документарной проверки Nл от ДД.ММ.ГГГГ, включающей мероприятия по истребованию и осмотру необходимых для проверки документов (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Из протокола об административном правонарушении следует, что согласно утверждённому плану проведения государственной жилищной инспекции "адрес" плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, с ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО "Восточный квартал" запланировано проведение плановой, выездной и документарной проверки в количестве 50 рабочих часов в отношении 5 многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Восточный квартал". Распоряжение государственной жилищной инспекции "адрес" о проведении плановой выездной и документарной проверки Nл от ДД.ММ.ГГГГ поступило в адрес ООО "Восточный квартал" ДД.ММ.ГГГГ. Будучи надлежащим образом уведомленным о проведении проверки, директор ООО "Восточный квартал" ФИО1 пояснил, что с назначением и проведением проверки не согласен, считает действия государственной жилищной инспекции "адрес" незаконными, от проведения проверки отказался, пояснив, что не допустит должностных лиц к проведению контрольно-надзорных мероприятий, необходимые документы не предоставит. ДД.ММ.ГГГГ ведущим консультантом отдела инспекционного и лицензионного контроля госжилинспекции "адрес" ФИО4 осуществлен выезд по юридическому адресу ООО "Восточный квартал", по результатам которого действия, повлекшие невозможность проведения проверки подтвердились.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Восточный квартал" к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда указал, что мировой судья пришел к выводу о том ООО "Восточный квартал" должно было осуществить предоставление оригиналов документов самостоятельно в органы контроля, при этом суд проигнорировал имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие отсутствие фактических действий со стороны должностного лица органа государственного контроля (надзора), направленных на осуществление плановой выездной проверки ООО "Восточный квартал".
Однако, с обжалуемым судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 указанного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены. Судьей районного суда неверно определен предмет доказывания, обстоятельствам, следуемым из представленной доказательной базы дана неверная оценка, допущен произвольный правовой подход к определению предмета доказывания и источников доказательств, в результате постановлены судебные акты, квалифицируемые как преждевременные, не основанные на совокупности доказательств, несущих в себе информацию юридической значимости.
Доказательства получили оценку не с позиции объективной истины, как этого требует закон.
Изложенное привело к неверному установлению важных юридических обстоятельств, неправильному правовому обоснованию принятого решения об отсутствии события административного правонарушения.
Выводы судьи относительно действий юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, с позицией права не согласуются, и представляются противоречащими законодательному мнению, предусмотренному в положениях части 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Названные выводы судьи, кроме того, вступают в противоречие с материалами дела, которые должным образом не исследованы и не оценены, и по своей сути, основаны на неверном правовом подходе к рассмотрению дела, в частности, при определении предмета доказывания и оценке доказательств, нарушена система принципов законодательства об административных правонарушениях.
При этом, не соблюдение названных и других принципов, составляющих систему, на основе которых базируется единство закрепленных в законодательстве об административных правонарушениях либо вытекающих из его содержания взаимосвязанных и взаимодействующих фундаментальных требований, имеющих собственную качественную определенность и значение для правильной организации производства по делам об административных правонарушениях лишает правовые акты, вынесенные по делам об административных правонарушениях их законности и обоснованности.
В протоколе об административном правонарушении и акте проверки указано, что директор ООО "Восточный квартал" ФИО1 с назначением и проведением плановой, выездной и документарной проверки не согласен, от проведения проверки отказался, пояснив, что должностных лиц госжилинспекции края к проведению контрольно-надзорных мероприятий он не допустит, необходимые документы, указанные в пункте 13 распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ Nл, не представил, что должно было быть оценено с позиции наличия или отсутствия в таких действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
В пункте 13 распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ Nл содержится конкретный перечень документов, необходимых для проведения проверочных мероприятий.
Невыполнение требований о представлении к проверке запрашиваемых документов, препятствует проведению внеплановой документарной проверки в установленном законном порядке, в этой связи, отказ директора ООО "Восточный квартал" предоставить необходимые к проверке документов подлежали правовому анализу с позиции того, позволили ли они провести в соответствии с 11 Законом N 294-ФЗ проверку должностным лицом Инспекции или нет, и соответственно привести мотивы такого или иного решения.
Кроме того, судья районного суда, отменяя постановление мирового судьи, сослался на обстоятельства, не установленные судьей, не согласующимися с материалами дела и надлежащими нормами права, допустив их произвольное толкование, а также оценивая обстоятельства дела, проигнорировал правила оценки, предусмотренные КоАП РФ.
Таким образом, все названные обстоятельства надлежащим образом не исследованы и не дана им правовой оценка с позиции подтверждения или отсутствия события и состава административного правонарушения, что лишает судебный акт законности и обоснованности, и влечет его отмену.
В силу ст. 30.17 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Допущенные судьей районного суда по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Прикубанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Восточный квартал" по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьями нижестоящих судов ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключены.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, дело не может быть возвращено на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Прикубанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Восточный квартал" по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.