Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Монмаря Д.В, Сергеева С.С.
рассмотрела кассационную жалобу Северо-Осетинской таможни на решение Батайского городского суда Ростовской области от 6 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Северо-Осетинской таможни к Каролидису Н. о взыскании таможенных платежей.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Северо-Осетинская таможня (далее также - таможенный орган) обратилась в Батайский городской суд Ростовской области с административным исковым заявлением, в котором просила восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления; взыскать с административного ответчика таможенные платежи в размере 276 181, 50 рублей и пени за период с 20 июня 2018 года по 15 ноября 2021 года в размере 157 521, 28 рублей, всего - 433 702, 78 рублей.
В обоснование административного искового заявления таможенный орган указал, что 19 июня 2017 года гражданин Греческой Республики Каролидис Н. временно ввез транспортное средство марки " "данные изъяты"", 2006 года выпуска, с государственным номерным знаком "данные изъяты", VIN "данные изъяты" (далее - спорный автомобиль, спорное транспортное средство), на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС, Союз). На таможенном посту МАПП Нижний Зарамаг Северо-Осетинской таможни Каролидисом Н. заполнена пассажирская таможенная декларация на транспортное средство. Срок временного ввоза установлен до 19 июня 2018 года. По истечении указанного срока Каролидис Н. не совершил действия по таможенному декларированию в целях вывоза транспортного средства с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС либо по помещению транспортного средства под соответствующие таможенные процедуры. Обязанность по уплате таможенной пошлины, срок исполнения которой наступил 19 июня 2018 года, Каролидис Н. не исполнил. По имеющимся адресам ему направлено уведомление от 21 июня 2019 года о неуплаченных в установленный срок таможенных платежах и пене на общую сумму 297 476, 24 рублей. После установления адреса регистрации Каролидиса Н. названное уведомление 9 сентября 2021 года направлено ему повторно, но и после этого таможенные платежи и пени не уплачены.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 6 июня 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 октября 2022 года решение Батайского городского суда Ростовской области от 6 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 апреля 2023 года, Северо-Осетинская таможня ставит вопрос об отмене решения Батайского городского суда Ростовской области от 6 июня 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 октября 2022 года. Как указывает заявитель, в связи с отсутствие документального подтверждения регистрации на территории Российской Федерации Каролидиса Н, не представлялось возможным определить суд, в который следует обращаться таможенному органу с требованиями о взыскании таможенных платежей и пени.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В возражениях относительно кассационной жалобы Каролидис Н... выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, представив ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как определено в части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
На основании пункта 1 статьи 264, пункта 5, подпункта 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года. В отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов в этом случае считается наступившим в день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования является основанием для направления таможенным органом в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, плательщику уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов (за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом) (пункт 4 статьи 270 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Как видно из материалов дела, 19 июня 2017 года гражданин "данные изъяты" Каролидис Н. ввез на таможенную территорию ЕАЭС спорное транспортное средство. При пересечении границы Каролидисом Н. оформлена пассажирская таможенная декларация. Срок временного ввоза транспортного средства установлен до 19 июня 2018 года.
По истечении указанного срока таможенные платежи уплачены не были, срок временного ввоза не продлевался, под соответствующие таможенные процедуры транспортное средство не помещалось.
21 июня 2019 года Северо-Осетинской таможней сформировано уведомление N о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней на общую сумму 297 476, 24 рублей, из которых 276 181, 50 рублей - таможенные платежи, 21 294, 74 рублей - пени.
Уведомление 24 июня 2019 года направлено таможенным органом Каролидису Н. заказным письмом по адресу, сообщенному им при пересечении границы, и по адресу, известному таможенному органу на день направления уведомления (в "данные изъяты").
По общему правилу, установленному частью 19 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком. Согласно части 20 той же статьи при неисполнении уведомления в течение указанного срока таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, пеней.
В отсутствие информации о вручении уведомления получателю согласно части 23 статьи 73 Закона N 289-ФЗ днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.
В силу части 5 статьи 71 Закона N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке (за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 76 Закона N 289-ФЗ.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 постановления от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснил, что если в течение пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в уведомлении, направленном плательщику в соответствии со статьей 73 Закона N 289-ФЗ, таможенным органом не принято и не направлено на исполнение решение о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке, требование о взыскании соответствующих сумм может быть предъявлено в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока, указанного в уведомлении (части 2 и 3 статьи 75 Закона о таможенном регулировании).
Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности.
На основании части 16 статьи 80 Закона N 289-ФЗ пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названных сроков внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу таможенным органом заявления.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что таможенные платежи и пени в соответствии с направленным Каролидису Н. 24 июня 2019 года уведомлением от 21 июня 2019 года подлежали оплате в срок до 23 июля 2019 года, соответственно, Северо-Осетинская таможня вправе была обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения указанного срока - не позднее 23 января 2020 года. Вместе с тем таможенный орган обратился с заявлением к мировому судье только 21 декабря 2021 года, а в Батайский городской суд - 15 апреля 2022 года. При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока, поскольку не выявил их для признания причин пропуска срока уважительными, указав, что неполучение названным органом информации о месте регистрации Каролидиса Н. не является исключительным обстоятельством, которое объективно препятствовало своевременному обращению в суд.
Суд апелляционной инстанции с приведенными выводами согласился, отметив, что днем получения уведомления считается 2 июля 2019 года, пятнадцатидневный срок исполнения содержащегося в уведомлении требования об уплате таможенных платежей и пени истек 23 июля 2019 года, в связи с чем таможенный орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании таможенных платежей в суд в течение шести месяцев после этой даты, однако подал административное исковое заявление в суд с существенным пропуском установленного срока. При этом повторное направление Северо-Осетинской таможней в сентябре 2021 года уведомления от 21 июня 2019 года по уточненному адресу пребывания Каролидиса Н, вопреки мнению административного истца, не может являться основанием для исчисления нового шестимесячного срока обращения в суд.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы судов обеих инстанций законными и обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, с учетом установленных по делу обстоятельств, выводов судов не опровергают, повторяют позицию таможенного органа в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судом или опровергающих его выводы.
Судебная коллегия находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 6 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Северо-Осетинской таможни - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.