Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Монмаря Д.В, Сергеева С.С.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Зейтунян А.М. по доверенности Безбородова В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 января 2023 года, которым отменено решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 2 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зейтунян А.М. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Зейтунян А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ департамента имущественных отношений администрации г. Сочи (далее - департамент) от 24 мая 2021 года N по вопросу оказания муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" и возложить обязанность на администрацию г. Сочи в лице департамента заключить договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) земельного участка площадью 600 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок).
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 2 сентября 2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 января 2023 года решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 2 сентября 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 мая 2023 года, представитель Зейтунян А.М. по доверенности Безбородов В.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 26 мая 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителя Зейтунян А.М. по доверенности Безбородова В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что 23 апреля 2021 года Зейтунян А.М. обратилась в департамент с заявлением о заключении нового договора аренды спорного земельного участка.
Письмом от 24 мая 2021 года N департамент по результатам рассмотрения материалов по вопросу оказания муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности", отказал административному истцу в предоставлении указанной услуги на основании пункта 34 административного регламента "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 27 февраля 2015 года N
Отказ мотивирован тем, что в сообщении об объектах, расположенных на спорном земельном участке отсутствуют сведения о кадастровых номерах и адресных ориентирах объектов недвижимого имущества. Отсутствуют документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, если право на такой объект незавершенного строительства не зарегистрировано в ЕГРН. Также, в сведениях ЕГРН отсутствуют кадастровые номера объектов недвижимого имущества, расположенных на указанном земельном участке.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа административного ответчика. Суд исходил из того, что административный истец, действуя добросовестно, предпринял меры для заключения договора аренды на земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на новый срок.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Суд исходил из того, что административный истец не представил доказательства возникновения права собственности на жилой дом площадью 123, 8 кв. м, расположенный на спорном земельном участке.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что во исполнение решения Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 апреля 2016 года по гражданскому делу N Зейтунян А.М. и муниципальным образованием г. Сочи в лице департамента 21 октября 2016 года заключен договор о предоставлении спорного земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) "данные изъяты" Договор заключен сроком до 23 мая 2021 года.
Обратившись в департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи, Зейтунян А.М. получила Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участкеот 27 июля 2020 года N на строительство жилого дома, от 29 сентября 2020 года N N на строительство жилого дома.
Осуществив строительство жилых домов, в соответствии с параметрами указанных в разрешениях на строительство, Зейтунян А.М. для регистрации права на один из жилых домов площадью 138 кв. м обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для регистрации права собственности.
Уведомлением Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 6 апреля 2021 года N отказано в государственной регистрации прав собственности на объект недвижимости в связи с отсутствием ответа на межведомственный запрос о наличии у заявителя оснований на строительство на спорном земельном участке, направленный в администрацию г. Сочи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 ЗК РФ).
На основании пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Одним из оснований для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является предоставление земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено, что именно Зейтунян A.M. обращалась в администрацию г. Сочи с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и получила уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на спорном земельном участке.
Для правильного разрешения дела судом апелляционной инстанции был истребован технический план жилого дома, изготовленный 10 февраля 2021 года кадастровым инженером Бутенко В.В, который был представлен в Росреестр для государственной регистрации права собственности.
Согласно указанному техническому плану, на спорном земельном участке расположен одноэтажный жилой дом площадью 123, 8 кв. м, площадь застройки 138 кв. м, завершенный строительством в 2021 году.
Таким образом, изложенное подтверждает доводы административного истца о возведении ею жилого дома на спорном земельном участке, право собственности на который она не успела зарегистрировать в установленном законом порядке.
Департамент, отказывая в предоставлении муниципальной услуги указал, что для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов по основаниям подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 32 приказа Росреестра от 2 сентября 2020 года N "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", требуется выписка из ЕГРН на объект незавершенного строительства.
Однако в приложении к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 года N, указано, что "Документы, обозначенные символом "*", запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), посредством межведомственного информационного взаимодействия. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке) не прилагается к заявлению о приобретении прав на земельный участок и не запрашивается уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать. В случае если право на здание, сооружение, объект незавершенного строительства считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРН, то выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании, сооружении или об объекте незавершенного строительства, расположенном на испрашиваемом земельном участке) не прилагается к заявлению о приобретении прав на земельный участок и не запрашивается уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия".
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданный, в том числе объект незавершенного строительства в случае, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен такой объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 названной статьи, согласно которой государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация первоначального права собственности на вновь возведенное здание осуществляется на основании разрешения на строительство соответствующего объекта и правоустанавливающего документа о праве на земельный участок, которое предполагает право лица осуществлять застройку участка.
Таким правом является право собственности, к ним также относятся права арендатора по договору аренды земельного участка, заключенного для целей строительства, а также сервитут (статья 39.23 ЗК РФ).
При этом объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объект недвижимого имущества (пункт 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, Верховным Судом Российской Федерации в упомянутом постановлении также было разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь, не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
Более того, пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ установлена возможность однократного продления договора без торгов в целях завершения строительства при условии соблюдения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа от 24 мая 2021 года N по вопросу оказания муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности".
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 января 2023 года отменить, решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 2 сентября 2021 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.