Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гафаровой Ф.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гафаровой Ф.С. об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гафарова Ф.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, об оспаривании решения департамента развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым от 9 марта 2022 года об отказе в рассмотрении заявления, непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка и ненаправлении материалов в отдел межнациональных отношений администрации г. Симферополя Республики Крым.
Просила признать незаконным бездействие администрации г. Симферополя Республики Крым по непринятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка с указанием вида разрешенного использования без подачи гражданином соответствующего заявления.
Просила суд возложить на департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нём постройкой, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 августа 2022 года административный иск удовлетворен частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной Гафаровой Ф.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 31 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 6 марта 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, 25 мая 2018 года Гафарова Ф.С. обратилась в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нём постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства.
Администрацией г. Симферополя Республики Крым 18 июня 2018 года Гафаровой Ф.С. выдано заключение о возможности признания объектом индивидуального жилищного строительства постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, расположенной по адресу: "адрес".
Правовым департаментом аппарата администрации г. Симферополя Республики Крым 16 ноября 2021 года подготовлено заключение к проекту постановления администрации г. Симферополя Республики Крым "О предварительном согласовании предоставления земельного участка Гафаровой Ф.С.", из которого следует, что самовольная постройка возведена гражданином после 18 марта 2014 года, что является нарушением Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 и Порядка N 252.
Департаментом развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым 9 марта 2022 года административному истцу направлен ответ, в котором сообщено, что по результатам рассмотрения заявления выявлены замечания к представленному пакету документов, в связи с чем заявление с приложением возвращены в отдел по межнациональным отношениям.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий:
земельный участок находится в собственности Республики Крым или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам;
на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года;
имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства;
объект капитального строительства учтен исполнительными органами Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;
на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 утверждён Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок).
Согласно пункту 15 Порядка заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий:
самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м;
самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц;
самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года;
самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым;
самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей;
размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Порядка, в случае отсутствия оснований для возврата заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
На основании решения комиссии уполномоченный орган:
1) обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка;
2) принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
Статьей 22 Закона N 66-ЗРК/2015 и вышеуказанным Порядком к нему регламентировано право и процедура приобретения гражданами земельных участков в собственность при наличии ряда условий, в связи с чем сама по себе выдача гражданину заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства не является безусловным основанием для предоставления бесплатно в собственность земельного участка.
В подтверждение наличие возведенной до 18 марта 2014 года самовольной постройки административным истцом представлен технический паспорт домовладения, выданный ООО "Крымское БТИ" 15 октября 2013 года с указанием года постройки жилого дома - 2008.
Однако, при разрешении вопроса о предоставлении административному истцу соответствующего земельного участка в ходе проведения правовой экспертизы правовым департаментом аппарата администрации г. Симферополя Республики Крым установлено, что по сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, по состоянию на март 2014 года, самовольная постройка Гафаровой Ф.С. на образуемом земельном участке отсутствовала. Те же сведения содержатся и в Справочной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. При этом, монтаж кровли в отношении самовольной постройки завершён только в августе 2018 года, что свидетельствует о том, что самовольная постройка возведена административным истцом после 18 марта 2014 года.
В связи с чем 16 ноября 2021 года правовым департаментом аппарата администрации г. Симферополя Республики Крым подготовлено отрицательное заключение к проекту постановления администрации г. Симферополя Республики Крым "О предварительном согласовании предоставления земельного участка Гафаровой Ф.С.".
В письме от 9 марта 2022 года административному истцу сообщено, что департаментом развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым выявлены замечания к представленному к заявлению пакету документов, в связи с чем они возвращены в отдел по межнациональным отношениям.
Кроме того, ГУП РК "Крым БТИ" Филиал г. Симферополя сообщено, что инвентаризационное дело на объект недвижимости по адресу: "адрес", не значится.
Исходя из вышеуказанных положений законодательства и обстоятельств дела, незаконное действие (бездействие) административными ответчиками не допущено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.