Дело N 2а-2069/2022
г. Краснодар 01.06.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 16.02.2023 кассационную жалобу ФИО5 на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 08.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 01.12.2022 по административному делу по административному иску ФИО5 к Департаменту муниципального имущества Администрации г. Волгограда, заинтересованное лицо: Администрация г. Волгограда о признании незаконными действий и решений уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО5 обратился в суд административным иском к Департаменту муниципального имущества Администрации г. Волгограда (Департамент), в котором просил: признать незаконным уведомление от 17.06.2022 о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Баррикадная, ГСК "Портовик", гаражный бокс N 201, для размещения гаража; признать незаконными действия по возврату заявления, обязать рассмотреть заявление.
В обоснование требований ФИО5 указал, что 08.06.2022, он обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка. Заявление уведомлением от 17.06.2022 возвращено со ссылкой на подпункт 2.6.1.1 пункта 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги в связи с неуказанием контактного телефона и отсутствием информации в графах "сведения об объектах недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке", "основания возникновения права собственности на объект недвижимости у заявителя".
Полагая уведомление Департамента незаконным, нарушающим права и охраняемые интересы заявителя, ФИО5 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 08.08.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 01.12.2022, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО5 просит об отмене решений судов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы, имеются определенные частью 2 статьи 328 КАС РФ основания для отмены решений судов.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении административного иска, суды руководствовались положениями статей 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), пунктов 1.1, 1.2.6, 2.2, 2.6, 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, гражданам в собственность бесплатно", утвержденного постановлением Администрации г. Волгограда от 11.08.2020 N 763 (Административный регламент).
Установив, что поданное ФИО5 в уполномоченный орган заявление не соответствовало требованиям Административного регламента, необходимым для его принятия к рассмотрению, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С такими выводами судов обеих инстанций согласиться нельзя.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 ЗК РФ, который среди прочих процедур предусматривает необходимость подачи в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В статье 39.15 ЗК РФ указан перечень сведений и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласовании предоставления земельного участка"
Постановлением Администрации г. Волгограда от 11.08.2020 N 763 утвержден Административный регламент, который устанавливает порядок предоставления такой муниципальной услуги.
Согласно пункту 2.1 Административного регламента, в случае если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, предоставление муниципальной услуги осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка.
Как указано в пункте 2.6.1.2 Административного регламента к заявлению о предварительном согласовании должны быть приложены следующие документы: документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (заявителей) (при личном обращении в ДМИ), или копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя (в случае направления заявления о предварительном согласовании посредством почтовой связи на бумажном носителе); документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (заявителей), в случае если с заявлением о предварительном согласовании обращается представитель заявителя; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, предусмотренные перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа город-герой Волгоград, в собственность бесплатно, согласно приложению 3 к настоящему административному регламенту, за исключением документов, перечисленных в указанном перечне, которые запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента основанием для возврата заявления о предварительном согласовании является: заявление о предварительном согласовании не соответствует требованиям подпункта 2.6.1.1 настоящего раздела; заявление о предварительном согласовании подано в иной уполномоченный орган; к заявлению о предварительном согласовании не приложены документы, указанные в подпункте 2.6.1.2 настоящего раздела.
Из содержания приведенных норм следует, что предварительное согласование земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и не обусловлено необходимостью указания контактного телефона и требованием о предоставлении заявителем иной информации, за исключением той, которая необходима для предоставления испрошенной услуги.
В силу пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела ФИО5, являясь с 18.10.2004 членом ГСК "Портовик", имеет в пользовании объект недвижимости - гаражный бокс N 210, что подтверждается справкой N 2 от 14.05.2022.
В целях предварительного согласования предоставления в собственность бесплатно земельного участка, на котором расположен указанный гаражный бокс, 08.06.2022 ФИО5 обратился в Департамент с соответствующим заявлением, в котором административный истец указал почтовый адрес для направления корреспонденции, заполнил все необходимые графы, предусмотренные в заявлении, приложил вышеуказанную справку, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
17.06.2022 Департамент вынес оспариваемое уведомление, мотивированное изложенными выше обстоятельствами.
Вместе с тем, приведенный в статье 39.15 ЗК РФ перечень оснований для возращения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Указанные Департаментом основания в установленный законом перечень не входят.
Учитывая, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО5 были приложены документы, в заявлении указана информация, необходимая для получения испрошенной муниципальной услуги, кассационный суд вопреки выводам нижестоящих судов находит, что законных оснований для возврата заявления у Департамента не имелось. Заявление подлежало принятию и рассмотрению уполномоченным органом применительно к последовательным процедурам, определенным в Административном регламенте.
Поскольку обстоятельства, необходимые для разрешения дела, установлены, а судами допущена ошибка в применении норм материального права, кассационный суд, отменяя решения судов, полагает необходимым вынести по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 08.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 01.12.2022 отменить.
Принять по делу новое решение, которым административный иск ФИО5 удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Департамента муниципального имущества Администрации г. Волгограда N 12820-ОПЗУ от 17.06.2022 о возвращении ФИО5 заявления N 19747 от 08.06.2022.
Обязать Департамент муниципального имущества Администрации г. Волгограда принять и рассмотреть заявление ФИО6 N 19747 от 08.06.2022 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, для размещения гаража в собственность бесплатно.
Взыскать с Департамента муниципального имущества Администрации г. Волгограда в пользу ФИО5 возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.