Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Думушкиной В.М, судей Ивановой Е.В, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" Лабинского городского поселения Лабинского района об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления, по кассационной жалобе представителя администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой Анастасии Сергеевны на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 07 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Думушкиной В.М, пояснения представителя администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой А.С, поддержавшей требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, пояснения прокурора Шаповаловой О.Ю, возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Лабинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к МУП "Санитарная очистка" Лабинского городского поселения Лабинского района с иском об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления.
Согласно тексту поданного иска прокурор Лабинского района просил суд возложить на администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района обязанность по разработке, утверждению и выполнению проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером N; запретить МУП "Санитарная очистка" Лабинского городского поселения Лабинского района, иным физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, использование данного земельного участка для хранения отходов производства и потребления I - V классов опасности свыше 11 месяцев в целях утилизации, захоронения и обезвреживания; возложить на МУП "Санитарная очистка" Лабинского городского поселения Лабинского района обязанность при использовании земельного участка передавать отходы производства и потребления I - V классов опасности, срок размещения которых превышает 11 месяцев, на хранение, захоронение, обезвреживание и утилизацию на специально оборудованные полигоны.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что МУП "Санитарная очистка" Лабинского городского поселения Лабинского района незаконно в отсутствие лицензии на обращение с отходами I - V классов опасности, на объектах, не внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления различных классов опасности на земельном участке, предоставленном на праве аренды муниципальным образованием Лабинское городское поселение Лабинского района, с кадастровым номером N расположенном в "адрес", что влечет ухудшение качества земель, повышение рисков негативного влияния на здоровье человека и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель, в том числе в результате загрязнения и нарушения почвенного слоя, обязаны обеспечить их рекультивацию.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 07.09.2022 г. исковые требования прокурора Лабинского района удовлетворены в полном объеме - на администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района возложена обязанность с привлечением уполномоченных органов и организаций разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером N, выполнить рекультивацию участка в соответствии с утвержденным проектом; наложен запрет МУП "Санитарная очистка" Лабинского городского поселения Лабинского района, иным лицам - физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, использовать земельный участок с кадастровым номером N, для хранения отходов производства и потребления I - V классов опасности свыше одиннадцати месяцев в целях утилизации, захоронения и обезвреживания; на МУП "Санитарная очистка" возложена обязанность при использовании земельного участка с кадастровым номером N, передавать отходы производства и потребления I - V классов опасности, срок размещения которых превышает одиннадцать месяцев, на хранение, захоронение, обезвреживание и утилизацию на специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, внесенные в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.02.2023 г. решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 07.09.2022 г. оставлено без изменения.
Представителем администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой А.С. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения ввиду существенного нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Текст кассационной жалобы содержит требование о принятии судом кассационной инстанции по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В обоснование требований кассационной жалобы представителем администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой А.С. указано, что судами обеих инстанций не дана должная оценка обстоятельствам дела и не применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представитель администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголева А.С. в ходе судебного заседания требования кассационной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Шаповалова О.Ю. в ходе судебного заседания просила суд кассационной инстанции оставить без изменения постановленные по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований кассационной жалобы.
Иные участники в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные представителем администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой А.С. в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что МУП "Санитарная очистка" создано постановлением администрации Лабинского городского поселения Лабинского района от 09.11.2006 г. N 57 в результате реорганизации в форме выделения из МУП коммунального хозяйства Лабинского городского поселения Лабинского района, является его правопреемником, и согласно Уставу данного предприятия осуществляет деятельность, в том числе, по уборке и санитарной очистке территории поселения, сбору и вывозу бытовых отходов, их переработке и размещению.
На основании договора N 36 от 23.08.2018 г. земельный участок с кадастровым номером N, площадью 208 182 кв.м. +/- 160 кв.м, расположенный в Краснодарском крае, г. Лабинске, в Северной промышленной зоне, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - размещение объектов, размещение отходов, хранение, предоставлен на праве аренды МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска сроком до 23.08.2067 г.
Постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 27.01.2006 г. N 135 земельный участок площадью 225 778 кв.м, расположенный в "адрес", Северная промзона, относящийся к категории: земли поселений, предоставлялся на праве аренды муниципальному унитарному межотраслевому предприятию коммунального хозяйства "адрес" для эксплуатации полигона ТБО (городская свалка). Впоследствии соглашение было расторгнуто в связи с изменением организационно-правовой формы МУП коммунального хозяйства города Лабинска на МУП "Санитарная очистка" города Лабинска.
Постановлением главы муниципального образования Лабинский район от 03.04.2007 г. N 849 МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска указанный земельный участок площадью 225 778 кв.м. предоставлен МУП "Санитарная очистка" города Лабинска для эксплуатации свалки, о чем между предприятием и управлением имущественных отношений муниципального образования Лабинский район заключен договор аренды от 04.04.2007 г. сроком до 04.04.2056 г.
Постановлением главы муниципального образования Лабинский район от 17.09.2008 г. N 3945 из пользования МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска изъята часть земельного участка площадью 12 597 кв.м, определен вид пользования - для размещения отходов масложирового производства, утверждены проекты границ вновь сформированных участков, включая участок площадью 213 181 кв.м,. который остался в пользовании МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска, однако впоследствии был разделен на два самостоятельных земельных участка, в том числе с выделом участка площадью 208182 кв.м. +/- 160 кв.м, и присвоением последнему кадастрового номера N
Приведенные обстоятельства подтверждают факт длительного использования спорного земельного участка, в том числе, в вновь сформированных границах, для эксплуатации свалки.
Доказательств организации специально оборудованного сооружения, предназначенного для размещения отходов и внесенного в Государственный реестр объектов размещения отходов, на территории муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, материалы дела не содержат.
Таким образом, применительно к установленным обстоятельствам на территории муниципального образования Лабинский район Краснодарского края отсутствует объект размещения отходов, соответствующий установленным требованиям для осуществления деятельности по сбору и размещению отходов.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 ФЗ РФ N 89-ФЗ, п. 30 ст. 12 ФЗ РФ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Вместе с тем, МУП "Санитарная очистка" имеет исключительно лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV классов опасности (N 023 00250 от 24.06.2016 г.).
Лицензия на обработку или утилизацию отходов ответчику не выдавалась.
Из материалов дела следует, что между МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска и ООО "ТПК" были заключены договоры на прием ТКО от МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска на арендуемый участок, согласно которым отходы по правилам, установленным ст. 4 ФЗ РФ "Об отходах производства и потребления", не переходили в собственность ООО "ТПК".
Согласно письму МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска от 18.05.2022 г. N 77, с момента фактического начала осуществления деятельности предприятия по размещению отходов на полигоне ТКО г. Лабинска, то есть с ноября 2018 г, отходы на иные полигоны не транспортировались и не передавались, а располагались на земельном участке свыше одиннадцать месяцев (хранение и захоронение отходов).
Таким образом, при наличии лицензии исключительно на транспортирование отходов МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска самостоятельно осуществляло всю производственную (операционную) деятельность по сбору, транспортировке и выгрузке отходов на земельный участок, переданный ООО "ТПК" в аренду, в функции которого входили прием и учет поступавших ТКО и ответчик МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска в нарушение норм санитарного и природоохранного законодательства осуществляет сбор и размещение отходов производства и потребления различных классов опасности, твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером N, свыше одиннадцати месяцев в целях утилизации, захоронения и обезвреживания, в отсутствие соответствующей лицензии.
Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска требований законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой установлено, что арендуемый унитарным предприятием земельный участок с кадастровым номером: N площадью 208182 кв.м. +/- 160 кв.м, расположенный в "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - размещение объектов, размещение отходов, хранение, используется для свалки отходов производства и потребления, без разработки соответствующей проектной и разрешительной документации.
По результатам совместной проверки прокуратуры города Лабинска и Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 15.04.2021 г. установлено, что МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска в нарушение требований ФЗ РФ "Об отходах производства и потребления" осуществляет размещение отходов производства и потребления IV класса опасности, соответствующих Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 242 от 22.05.2017 г, а именно: покрышки пневматических шин с тканевым и металлическим кордом отработанные; отходы полиэтиленовой тары незагрязненной, лом алюминиевых банок из-под напитков; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более), обрезь и лом гипсокартонных листов и другие.
Унитарное предприятие осуществляет деятельность по сбору, размещению (захоронению) в теле свалки отходов IV-V класса опасности: шин пневматических автомобильных отработанных; резиновых перчаток, утративших потребительские свойства, незагрязненных; резиновой обуви отработанной, утратившей потребительские свойства, незагрязненной; телефонных аппаратов, утративших потребительские свойства, ; упаковки полиэтиленовой, загрязненной грунтовкой; железобетонных изделий; отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ; отходов грунта при проведении земляных работ; растительных отходов при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящимися к твердым коммунальным отходам; отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев.
Также нарушения природоохранного законодательства допущены со стороны унитарного предприятия по части необорудования места временного накопления отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, неисполнения требований по установке ограждения (обваловке) и весового контроля, неполучения свидетельства о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на соответствующий государственный учет.
Осуществление деятельности по сбору и размещению отходов производства и потребления I-V класса опасности также подтверждается заключенными договорами на оказание услуг по приему отходов V класса опасности и актами выполненных работ, а также осмотром 15.04.2021 г. территории предприятия и результатами проверок 2019 и 2020 годов.
Помимо прочего в ходе производства по делу установлено, что противопожарное обустройство лесного массива (устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос), а также другие мероприятия, исключающие возможность переброса огня и возможного причинения ущерба естественным лесным массивам не произведены. Наблюдается унос легких фракций отходов в виде полиэтилена в прилегающий лесной массив.
По результатам проверки Южным межрегиональным Управлением Росприроднадзора 20.09.2021 г. директор МУП "Санитарная очистка" г. Лабинска Титаренко А.Н. привлечен к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления; невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений; осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения.
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств нарушения ответчиками положений действующего санитарного и природоохранного законодательства, причинения вреда окружающей среде, ввиду несоблюдения порядка сбора, размещения и хранения отходов различных классов опасности свыше 11 месяцев в целях утилизации, захоронения и обезвреживания, вне специально оборудованного объекта, постановленного на соответствующий государственный учет, в отсутствие разрешительной документации, в связи с чем пришел к выводу о необходимости устранения последствий подобных нарушений путем разработки и реализации проекта по рекультивации земельного участка под свалкой.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Приведенные представителем администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой А.С. в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию кассатора с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения и апелляционного определения являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Выраженное представителем администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой А.С. несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые представителем администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой А.С. судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые представителем администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой А.С. судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 07 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Лабинского городского поселения Лабинского района по доверенности Долголевой Анастасии Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Думушкина
Судьи Е.В. Иванова
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.