Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К, судей Думушкиной В.М, Ивановой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Феодосии Республики Крым к ФИО20 об освобождении земельного участка
по кассационной жалобе ответчика ФИО21 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К, судебная коллегия
установила:
администрация города Феодосии Республики Крым обратилась в суд с иском к ФИО22 в котором просила обязать ответчика освободить земельный участок муниципальной формы собственности, расположенный по адресу: "адрес" путем сноса размещенного на нем объекта - каменной подпорной стенки и каменной стены высотой 2, 30 м, толщиной 0, 02 м, имеющей Г-образную форму со стороны 8 м и 4, 30 м, а также привести земельный участок в пригодное для его использования состояние.
В обоснование требований указали, что сотрудниками управления муниципального контроля администрации города Феодосии при осуществлении мероприятий в области муниципального земельного контроля установлено, что на земельном участке муниципальной формы собственности площадью 12 кв. м, расположенном по адресу: "адрес" ответчиком самовольно занята территория общего пользования путем установки ограждения из строительного камня.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 августа 2022 года исковые требования удовлетворены. На ФИО23 возложена обязанность освободить земельный участок в районе домовладения по адресу: "адрес", путем демонтажа за свой счет подпорной стены Г-образной формы, длиной 8, 06 м и 4, 26 м, общей длиной 12, 32 м, привести земельный участок в первоначальное состояние. В случае неисполнения Банниковым А.Г. решения суда администрации города Феодосии Республики Крым предоставлено право самостоятельно исполнить решение суда с последующим возмещением расходов, связанных с исполнением решения суда, за счет ФИО24 С ФИО25 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 февраля 2023 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик ФИО26 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что подпорная стенка не является объектом возведенным ФИО27. для собственных нужд, не является реконструкцией, переустройством и (или) перепланировкой помещений, а является ограждающей конструкцией необходимой для удержания грунта на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, которую восстановили после частичного разрушения. Для принятия решения о размещении (реконструкции) подпорной стенки (забора) необходимо было решение 2/3 голосов собственников помещений многоквартирного дома, а не 100%, как указал суд. Заключение судебной экспертизы не является надлежащим доказательством, содержит ошибочные и неполные выводы.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 6 ноября 2020 года сотрудниками Управления муниципального контроля администрации города Феодосии Республики Крым произведен рейдовый осмотр, в ходе которого установлено, что ФИО28. самовольно на территории общего пользования в общем дворе дома N "адрес", установилограждение из строительного камня (ракушняк), заняв тем самым муниципальный земельный участок около 12 кв. м, и использует указанное ограждение для хранения строительных материалов.
По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым 25 июня 2015 года N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым". Делу присвоен номер N 01-03- 570/21.
11 ноября 2020 года ФИО29 вручено лично под подпись требование об устранении выявленных нарушений в срок до 9 декабря 2020 года.
Постановлением по делу N 01-03-570/21 административной комиссии муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым от 25 ноября 2020 года ФИО30. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым 25 июня 2015 года N 117-3PK/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" (нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления) и ему назначено наказание в виде предупреждения, ввиду выявленного факта самовольного занятия земельного участка муниципальной собственности.
26 апреля 2021 года Управлением муниципального контроля администрации города Феодосии Республики Крым в составе заместителя начальника управления - начальника отдела комплексных проверок управления муниципального контроля администрации города Феодосии Республики Крым Гончаренко Ю.С, главного специалиста отдела комплексных проверок управления муниципального контроля администрации города Феодосии Республики Крым Цвигун И.Ю. произведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории по "адрес" по результатам которого составлен акт.
В ходе планового (рейдового) осмотра установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым земельный участок расположен в зоне застройки жилыми домами "Ж-1", в Едином государственном реестре недвижимости Российской Федерации сведения о границах земельного участка, а также о присвоенном кадастровым номере отсутствуют. В ходе осмотра установлено, что на территории домовладения по "адрес" на муниципальном земельном участке оборудована каменная подпорная стенка и каменная стена высотой 2, 30 м (ориентировочно). Указанная каменная стена выполнена 0, 2 м (ориентировочно) мелкоштучной кладкой из пильного ракушечника, с монолитными железобетонными сердечниками. Стенка опирается на подпорную стену и имеет в плане Г- образную форму со сторонами 8 м и 4, 30 м (ориентировочно), общей длиной 12, 30 м (ориентировочно). Огражденная территория используется под складирование досок и других строительных материалов. Указанная каменная стенка является ограждением, ограничивающим ширину проезда в домовладение 3, 5 м (ориентировочно), ограждение (каменная стенка) возведено без письменного согласия жильцов домовладения по "адрес" На момент осмотра строительные работы не выполнялись. Нарушение Правил благоустройства территорий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 129 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 4 сентября 2019 года N 1258, административная ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 3.11 Закона Республики Крым N 117-ЗРК, не устранено.
13 сентября 2021 года главным специалистом отдела комплексных проверок управления муниципального контроля администрации города Феодосии Республики Крым Цвигун И.Ю, главным специалистом отдела договорной исковой работы Управления по правовым вопросам Французовой Д.А, в присутствии ФИО31, произведен повторно плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" по результатам которого составлен акт.
В ходе планового (рейдового) осмотра установлено, что в многоквартирном жилом доме N "адрес" расположено 5 квартир, принадлежащих на праве собственности физическим лицам; земельный участок муниципальной формы собственности. На земельном участке обустроено Г-образное ограждение, выполненное из штучного камня.
ФИО32. является собственником квартиры N 3, расположенной по адресу: "адрес" что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18 января 2022 года N КУВИ-001/2022-5670319.
По сведениям государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым квартиры в многоквартирном доме N "адрес" принадлежат на праве собственности: ФИО33. (кв. N 1), ФИО34. (кв. N 2), ФИО35 (кв. N 3), ФИО36 (кв. N 4), ФИО37. (кв. N 5).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 3 августа 2022 года N КУВИ-001/2022-131779980 земельному участку площадью 354 кв. м, расположенному по адресу: "адрес" 11 мая 2022 года присвоен кадастровый номер N; категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют; сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".
Согласно заключению кадастрового инженера Русских О.В. по данным кадастрового плана территории квартала N от 19 мая 2021 года территория формирования земельного участка не занята другими земельными участками, земельного участка с данным адресом в государственном кадастре недвижимости не имеется. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденных решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года N 1171, формируемый земельный участок расположен в зоне Ж-1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами". Вид разрешенного использования земельного участка, соответствующего функциональному использованию зданий, расположенных на нем (многоквартирный жилой дом и вспомогательные строения) - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, находится в условно-разрешенных видах разрешенного использования. Минимальные-максимальные размеры земельного участка в данном виде разрешенного использования не подлежат установлению. Конфигурация земельного участка сформирована под зданиями и для их обслуживания, с учетом сложившейся застройки и норм, установленных правилами землепользования и застройки: по границы капитального забора и смежных земельных участков (с севера и юга (от точки н9 до н12 и от точки н1 до н3); по границам существующего местного проезда (с востока); по границам существующей подпорной стены и залитой бетонной площадки, служащих укреплением грунта от оползневых явлений, обусловленных перепадом высот рельефа местности (с запада). С учетом всех перечисленных критерий, земельный участок имеет многоугольную конфигурацию общей площадью 678 кв. м. Местоположение земельного участка - "адрес" Земельный участок формируется для целей предоставления в собственность собственниками жилых помещений, согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекс Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П.
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 7 июля 2021 года N 2121 "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с месторасположением: "адрес" ФИО38 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с месторасположением: "адрес" на основании подпункта 3 пункта 16 стать 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым участкам.
Ссылаясь на положения пункта 6 статьи 11.9, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденным решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года N 1171, администрация города Феодосии Республики Крым отказала ФИО39 в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку границы образуемого земельного участка расположены на территории общего пользования, что нарушает требования Земельного кодекса Российской Федерации и не соответствует требованиям СП 42.13330.2016 "Планировка и застройка городских и сельских поселений". Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", проведенного Управлением муниципального контроля администрации города Феодосии Республики Крым, установлено, что на территории домовладения по "адрес", на муниципальном земельном участке оборудована каменная подпорная стенка и каменная стена высотой 2, 30 м (ориентировочно). Указанная каменная стенка является ограждением, ограничивающим ширину проезда в домовладение 3, 5 м (ориентировочно), ограждение (каменная стенка) возведена без письменного согласия жильцов домовладения по "адрес"
Как следует из представленного в материалы дела отчета N 09/2021-ОБ по результатам обследования технического состояния несущих строительных конструкций - комплекса подпорных стен в границах участка жилого дома, расположенного по адресу: Республика "адрес", составленного ООО "ТВСпроект", на основании данных, полученных при обследовании, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", в процессе длительной эксплуатации сооружений несущие конструкции подверглись повреждениям и деформациям, приведших к снижению их несущей способности, общей пространственной устойчивости и жесткости, а также эксплуатационных качеств. В целом общее состояние подпорных стен квалифицируется как ограниченно-работоспособное. Обследуемые сооружения подпорных стен выполняют функцию подпорных стен, вследствие перепада высот сложившегося рельефа. Перепад высот между внутренней и наружной сторон подпорных стенок составляет 1 + 3 м. В целом подпорные стенки способны выполнять свои функции, но имеет место многочисленное количество дефектов, влияющих на их несущую способность и эксплуатационные характеристики. Перенос либо демонтаж подпорных стен невозможен ввиду их функционального назначения - обеспечение устойчивости грунта по месту перепада отметок планировки территории. Демонтаж подпорных стен приведет к потере устойчивости и как следствие к обрушению (ввиду оползневых явлений) части грунта с повышенных участков планировки прилегающей к сооружениям территории.
Кроме того, демонтаж указанных сооружений со временем приведет к разрушению пешеходной зоны тротуара по ул "адрес" и проезжей части по "адрес" вследствие систематического размытия атмосферной влагой (ливневыми потоками) примыкающих грунтовых откосов, сформированных по месту демонтированных подпорных стен, а также будет способствовать систематическому подтапливанию внутридворовой территории и непосредственно здания жилого дома по "адрес" что приведет к утрате эксплуатационных характеристик здания. В сложившихся условиях, при некотором снижении несущей способности и эксплуатационных качеств конструкций, считают необходимым рекомендовать выполнение комплекса конструктивных и технических мероприятий по усилению, восстановлению поврежденных конструкций, а также мероприятий, направленных на повышение эксплуатационной надежности сооружений: усиление каменных участков подпорных стен методом устройства бетонной рубашки по металлической сетке; расшить и зачеканить трещины цементно-песчаным раствором; ремонт примыканий асфальтобетонного покрытия к подпорным стенам. Благоустройство территории объекта с обеспечением отвода атмосферных вод от подпорных стен.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ИП Хропко С.А, представившему заключение N 737-СТЭ-2022 от 5 июля 2022 года, согласно выводам которого подпорная стена, площадью застройки 3, 0 кв. м, общей длиной 12, 32 м с координатами, приведенными в таблице 2, расположена за границами домовладения по адресу: "адрес". В связи с отсутствием сведений о границах земельных участков соседних домовладений/многоквартирных домов (данные не представлены на публичной кадастровой карте), установить на территории земельного участка какого многоквартирного дома расположен объект экспертизы - не представляется возможным. Геометрические параметры подпорной стены, расположенной в районе домовладения по адресу: "адрес": Г-образная форма, длиной 8, 06 м и 4, 26 м, общая длина 12, 32 м; высота измерена в трех точках и составляет от 2, 4 м до 3, 37 м; конструкции подпорной стены представляет из себя каменную кладку из штучного материала, а именно: бутовый камень, кирпич, известняк ракушечник белый (длиной 50 см), известняк ракушечник желтый (длиной 40 см), имеются три железобетонные включения размерами 0, 2*0, 2 м; глубина заступа за границу участка по адресу: "адрес" составляет от 0, 28 м до 0, 52 м. В связи с тем, что объект экспертизы расположен за границами земельного участка - придомовой территории многоквартирного дома по "адрес", то для устранения нарушения, необходимо провести работы по демонтажу подпорной стены. Стоимость работ для устранения нарушения составляет 20 647 руб, без учета НДС.
Определить соответствует либо не соответствует объект экспертизы, расположенный в районе земельном участке по адресу: "адрес", градостроительным, строительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к такого родам объектам, Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, а также создается ли угроза жизни и здоровью граждан, не представляется возможным, поскольку объект экспертизы является конструкцией, не отвечающей требованиям подпорной стены, а представляющая из себя забор. Каменная (бутовая) кладка на цементно-песчаном растворе не может воспринимать значительные горизонтальные давления и удержания грунта.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился Верховный суд Республики Крым, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями 8.1, 125, 131, 209, 222, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, 19, 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 3 декабря 2008 года N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", исходил из того, что спорное строение, возведенное ответчиком, находится на земельном участке муниципальной формы собственности, представляет собой ограждение многоквартирного жилого дома, препятствующее жителям соседних многоквартирных домов пользоваться принадлежащими им территориями.
Кассационный суд соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным паровым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из положений статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в пунктах 45, 46, 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что условием удовлетворения иска об устранении препятствий является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник или иной титульный владелец претерпевает нарушение своего права. При этом обязанность доказывания по данному иску возлагается на лицо, обратившееся в суд, которое должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
По правилам статей 29, 60 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих соответствующим правом. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае, в том числе, и самовольного занятия земельного участка.
Как верно указано в апелляционном определении, факт возведения ограждения на чужом земельном участке, исходя из положений статей 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации, является достаточным основанием для понуждения ответчика к освобождению земельного участка, принадлежащего истцу.
Кассатор в жалобе указывает на то, что спорное строения является подпорной стеной необходимой для удержания грунта на земельном участке, однако его позиция опровергается заключением судебной экспертизы и не свидетельствует о легитимности возведенного ответчиком строения на чужом земельном участке.
Доводы кассационной жалобы об ошибочности и несостоятельности выводов судебной экспертизы сводятся к оспариванию оценки доказательств по делу.
Согласно частям 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Проанализировав содержание судебной экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", выводы заключения являются полными, ясными, оно содержит подробное описание проведенного исследования, мотивированные ответы на поставленные судом вопросы, последовательно, непротиворечиво и согласуется с другими доказательствами по делу.
При проведении экспертизы эксперт проанализировал и сопоставил все имеющиеся и известные исходные данные, провел исследование объективно, на базе общепринятых научных и практических данных, в пределах своей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в его распоряжение материалов, основывается на исходных объективных данных, представленных обеими сторонами спора.
С учетом описанных результатов судебной экспертизы, доводы кассационной жалобы о порочности экспертного заключения являются бездоказательными.
Ссылки на нарушения при проведении экспертного исследования не находят своего подтверждения.
Ссылка в жалобе на наличие решения общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу возведения спорного ограждения не влечет отмену правильного по существу судебного акта, поскольку решение общего собрания не уполномочено распоряжаться землями общего пользования, находящимися за пределами участка многоквартирного дома.
Вопреки позиции жалобы, возложение на ФИО40. личной ответственности корреспондирует с фактическими обстоятельствами по делу, в частности, установкой лично ответчиком спорного ограждения, привлечением его к административной ответственности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств с точки зрения ее субъективного восприятия спора, что поводом для кассационного вмешательства не является.
Оценка доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности относится к обязанности суда, разрешающего дело по существу, непринятие позиции стороны либо критическое отношение к такой позиции и представленным стороной доказательствам не свидетельствует о допущенной ошибке.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи В.М. Думушкина
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.