Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложении обязанности назначить денежную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" на решение Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО10, выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес"- ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ФИО1- ФИО6, просившего жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" (далее - ГУ МВД России по "адрес") о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложении обязанности назначить денежную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, В обоснование заявленных требований указано, что истец проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, выслуга составляет 24 года 2 месяца 7 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратился к ответчику с заявлением на получение единовременной социальной выплаты на семью в составе 4-х человек.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил по почте решение центральной жилищно-бытовой комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N), согласно которому ему отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения и получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с тем, что не предоставлена справка (акт) о проверке жилищных условий по месту предыдущей регистрации: "адрес", а также выписка из домовой книги или единый жилищный документ; не представлена справка (акт) о проверке жилищных условий по месту предыдущей регистрации: "адрес", а также выписка из домовой книги или единый жилищный документ; копии свидетельств о регистрации по месту пребывания N N, N не заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации; копии страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования на истца и членов его семьи не заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец считает, что указанные основания для отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты неправомерны и надуманы, поскольку органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы или их копии, необходимые для принятия гражданина на учет, если указанные документы не были представлены по инициативе заявителя.
Истец представил все необходимые документы, подтверждающие отсутствие у него и у его членов семьи какого-либо жилья, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении его заявления у ответчика не имелось.
Решением Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Судом постановлено: признать незаконным и необоснованным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное распоряжением ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Nр в отношении ФИО1; обязать Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по "адрес" повторно рассмотреть заявление ФИО1 о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 4-х человек с учетом всех выявленных недостатков в проверке представленных документов.
В удовлетворении остальных требований судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ МВД России по "адрес" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по "адрес" просит отменить решение Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, направить дело на новое рассмотрение. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по "адрес" о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола N заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты (с семьей в составе 4-х человек: истец, супруга - ФИО7, сын - ФИО8, дочь - ФИО9, ), так как представленные документы не подтверждают наличие необходимых условий, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В данной выписке из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что истец в нарушение пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, не представлены справка (акт) о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ на жилое помещение по адресу: "адрес", справка формы N о регистрации детей по адресу: "адрес" N за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по адресу: "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Представленные истцом свидетельства о регистрации по месту пребывания N N, N в нарушение пункта 6 Правил, не заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не представлены, в нарушение пункта 5 Правил, выписка из лицевого счета (акт) о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги по адресу: "адрес".
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прекращено право собственности истца и членов его семьи на квартиру общей площадью 30, 8 кв.м, находящуюся по адресу: "адрес".
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее также - единовременная социальная выплата).
На основании части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее- Правила N), принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти по установленной форме. К заявлению прилагаются соответствующие документы.
Пунктом 8 Правил N при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Пунктом 10 Правил N 1223 предусмотрено, что для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия). Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил N 1223).
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата (пункт 12 Правил N 1223).
В пункте 14 Правил N 1223 указано, что комиссия выполняет следующие функции:
а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
б) направляет в случае необходимости запрос в определяемое руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, уполномоченное подразделение федерального органа исполнительной власти (далее - уполномоченное подразделение) для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты;
в) принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета;
На основании пункта 15 Правил N 1223 решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (пункт 16 Правил N 1223).
На основании пункта 29 Правил N 1223, при определении общей площади жилого помещения учитываются: жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи, жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи, совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) -ленами его семьи.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правил N 1223, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для принятия решения об отказе истцу в удовлетворении его заявления. При этом, суд указал, что ответчиком истцу были предоставлены все необходимые документы для принятия решения и соблюдены все предусмотренные законом условия, необходимые для возникновения у истца права для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты; доказательств, свидетельствующих об умышленном искажении истцом каких-либо сведений при обращении с заявлением о постановке на учет, равно как и совершении намеренных действий по ухудшению жилищных условий, не представлено.
Суд также указал, что материалами дела установлено, что истцом при подаче заявления приложены нотариально удостоверенные копии свидетельств о рождении детей ФИО8 и ФИО9, что подтверждает их статус членов семьи заявителя и факт проживания с родителями по адресам: "адрес". Истец приложил к заявлению в комиссию справку из МУП "адрес" "Городской информационно-вычислительный центр" N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии возможности предоставления выписок из домовой книги, справок (актов) о проверке жилищных условий, единого жилищного документа и копии финансового лицевого счета, поскольку действующим административным регламентом не предусмотрена выдача указанных документов.
Также суд указал, что истцом не представлены указанные документы на жилые помещения, расположенные по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", по независящим от него основаниям.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", находится в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении, и у истца отсутствовала возможность представить предусмотренные пунктом 5 Правил документы.
Суд пришел к выводу, что комиссия без законных на то оснований необоснованно указала, что истцом представлены копии свидетельств о регистрации по месту пребывания N N, N, которые в нарушение пункта 6 Правил, не заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что истец при обращении к ответчику с заявлением о принятии на учет не предоставил все необходимые документы, что он и члены семьи совершили действия, свидетельствующие об ухудшении жилищных условий перед обращением в комиссию, являлись предметом оценки судов и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых судебных актах.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.