Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора "адрес" в интересах ФИО1 к министерству здравоохранения "адрес" о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, о взыскании убытков, по кассационной жалобе министерства здравоохранения "адрес" на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, выслушав объяснения прокурора ФИО5, просившей жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора "адрес" обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к министерству здравоохранения "адрес" о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, о взыскании убытков.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу нарушения законодательства о здравоохранении в части обеспечения льготными лекарственными препаратами.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 является инвали "адрес" группы, пользуется набором социальных услуг, получает льготное лекарственное обеспечение.
По решению врачебной комиссии ФИО1 по жизненным показаниям назначена терапия препаратом "Актрапид" (лекарственная форма: раствор для инъекций 100МЕ/мл, 3 мл - картриджи в шприц-ручках ФлексПен), "Протафан" - суспензия для подкожного введения 100 МЕ/мл, 3 мл - картридж в шприц-ручках ФлексПен.
Проверкой установлено, что ФИО1 указанными препаратами при предъявлении рецептов обеспечен не был в связи с отсутствием их в аптечной сети, вследствие чего был вынужден приобрести их за счет собственных денежных средств.
Непринятие соответствующих мер по обеспечению ФИО1 необходимыми лекарственными препаратами ведет к нарушению его конституционных прав на получение льготного лекарственного обеспечения и ставит под угрозу жизнь и здоровье инвалида.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на министерство здравоохранения "адрес" обязанность обеспечить ФИО1 лекарственными препаратами "Актрапид", "Протафан" в соответствии с медицинскими показаниями в количестве, определенном решением врачебной комиссии до момента отмены применения данных препаратов, взыскать с министерства здравоохранения "адрес" в пользу ФИО1 денежные средства в размере 8 429, 50 руб, затраченные на приобретение им лекарственных препаратов "Актрапид" и "Протафан".
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на министерство здравоохранения "адрес" возложена обязанность обеспечить инвалида ФИО1 лекарственными препаратами "Актрапид", "Протафан" в соответствии с медицинскими показаниями в количестве, определенном решением врачебной комиссии до момента отмены применения данных препаратов. В данной части решение обращено к немедленному исполнению. С министерства здравоохранения "адрес" в пользу ФИО1 взысканы убытки в сумме 8 429, 50 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено в части обращения к немедленному исполнению решения суда о возложении на министерство здравоохранения "адрес" обязанности обеспечить инвалида ФИО1 лекарственными препаратами "Актрапид", "Протафан" в соответствии с медицинскими показаниями в количестве, определенном решением врачебной комиссии до момента отмены применения данных препаратов. В остальной части решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель министерства здравоохранения "адрес" просит отменить решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, кроме прокурора, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона N 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 5-7 статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона N 323-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8).
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Из приведенных нормативных положений законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Обеспечение же лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Организации, выигравшие конкурс на заключение государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации или иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию лекарственных препаратов, осуществляют непосредственное обеспечение граждан, имеющих право на получение социальной помощи, необходимыми им лекарственными препаратами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На основании пункта 1.1 постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-П "О министерстве здравоохранения "адрес"" министерство здравоохранения "адрес" является исполнительным органом государственной власти "адрес", осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере здравоохранения на территории "адрес".
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с 2013 года наблюдается в ГБУЗ АО "ГП N" с диагнозом: "Сахарный диабет 1 типа. Целевой уровень гликированного гемоглобина 7, 0%. Осл.: Диабетическая непролиферативная ретинопатия обоих глаз. Диабетическая дистальная полинейропатия. Диабетическая нефропатия 2 степени. ХБП С3а ст.", является инвали "адрес" группы, пользуется набором социальных услуг, получая льготное лекарственное обеспечение по следующим препаратам: инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) р-р д/ин. 100 МЕ/мл 3.00 мл N; инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) сусп. для п/к введ. 100 МЕ/мл 3.00 мл N; иглы для инсулиновых инжекторов 31 0, 25х6 мм стерильные медицинские N; тест-полоски One Touch Select Plus N; тест-полоски SelfyChek Regular N; глюкометр портативный SelfyChek Regular N; шприц-ручка Новопен 4 для введения инсулина N.
Решениями врачебной комиссии ГБУЗ АО "ГП N" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по жизненным показаниям назначена терапия препаратом "Актрапид" (инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) в виде раствора для инъекций 100 МЕ/мл, 3 мл - картриджи в шприц-ручках ФлексПен (5шт), годовая потребность - 11 упаковок, и препаратом "Протафан" (инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) в виде суспензии для подкожного введения 100 МЕ/мл, 3 мл - картриджи в шприц-ручках ФлексПен (5шт), годовая потребность - 11 упаковок.
Указанные решения врачебной комиссии направлены в министерство здравоохранения "адрес" для решения вопроса об обеспечении пациента указанными лекарственными препаратами по торговым наименованиям.
Согласно реестру выписки льготного лекарственного обеспечения (л.д. 9), ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт на Протафан (инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) сусп. для п/к введ. 100 МЕ/мл 3.00 мл N (МНН) 2 упаковки, Актрапид (инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) р-р д/ин. 100 МЕ/мл 3.00 мл N (МНН) 2 упаковки и ДД.ММ.ГГГГ на те же препараты в количестве по 3 упаковки, однако указанные лекарственные препараты ФИО1 не были получены в связи с их отсутствием в аптечной сети.
Суд первой инстанции частично удовлетворяя заявленные исковые требования руководствовался указанными выше нормами материального права и исходил из того, что ФИО1, являющийся лицом, имеющим право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был своевременно обеспечен лекарственными препаратами "Актрапид" и "Протафан", в связи с чем пришел к выводу о возложении на министерство здравоохранения "адрес" обязанности обеспечить ФИО1 указанными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями в количестве, определенном врачебной комиссией до момента отмены применения данных препаратов. Суд первой инстанции обратил данное решение к немедленному исполнению.
Кроме того, судом с министерства здравоохранения "адрес" в пользу ФИО1 взысканы убытки в сумме 8429, 50 руб, понесенные им в связи с приобретением назначенных препаратов.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в целом с выводами суда первой инстанции согласилась, при этом отменила решение суда в части обращения к немедленному исполнению решения о возложении на министерство здравоохранения "адрес" обязанности обеспечить инвалида ФИО1 лекарственными препаратами "Актрапид", "Протафан". В остальной части решение суда первой инстанции судом апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов нижестоящих инстанций соглашается.
Согласно ч.1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным критериям обжалуемые решения соответствуют в полном объеме, суды приняли решения в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами и их системном толковании, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, правильно установив фактические обстоятельства дела и оценив в совокупности представленные доказательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд принял решение без учета того, что на дату судебного заседания лекарственные препараты поступили на склад, велась их приемка, при этом суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, что лишило возможности ответчика в добровольном порядке обеспечить ФИО1 лекарственными препаратами, а также, что судом не приняты во внимание заключенные ответчиком государственные контракты на поставку лекарственных препаратов, не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГи апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу министерства здравоохранения "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.