Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по "адрес" о назначении страховой пенсии по старости, взыскании задолженности, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее- ГУ ОПФР по "адрес") о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, о взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является инвалидом второй группы, имеющим право на льготы, предусмотренные для граждан, принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и ставших инвалидами.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ ОПФР по "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицу, принимавшему участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы.
Решением ГУ ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", как инвалиду вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС, ввиду отсутствия страхового стажа 25 лет.
Данная решение ответчика, по мнению истца, является незаконным.
ФИО1, ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), ст. 28.1 и ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", просил суд обязать ГУ ОПФР по "адрес" установить ему страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГг. и выплатить задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Решением Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение и апелляционное определение и принять новое решение об удовлетворении его требований. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно- полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включается, в том числе, период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Аналогичное правило было предусмотрено п. "а" ст. 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 1244-1 гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ предусмотрено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). В частности, статьей 7 названного Федерального закона предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п. 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГг, со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающей основания для сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение второй страховой пенсии досрочно на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и при условии, если гражданин (мужчина) к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был призван на спецсборы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной Первомайским РВК.
Согласно справке N N ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности бессрочно с причиной инвалидности - увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС.
С момента установления инвалидности ФИО1, назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании п.3 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по "адрес" с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицу, принимавшему участие в 1986-1987 годах в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы.
Решением ГУ ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в виду отсутствия у застрахованного лица требуемого страхового стажа не менее 25 лет.
Согласно решению пенсионного органа страховой стаж ФИО1 составил 20 лет 8 месяцев 5 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П- 23 года 4 месяца 25 дней.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требований руководствовался указанными выше нормами материального права и оценив представленные в материалы дела доказательства, определив юридически значимые обстоятельства, дав им надлежащую правовую оценку, пришел к выводу о том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий - пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях", между тем, ФИО1 к числу указанных граждан не относится, поскольку в данном случае назначение второй страховой пенсии на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, решение суда оставил без изменений.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Согласно ч.1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным критериям обжалуемые решения соответствуют в полном объеме, суды приняли решения в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами в их системном толкования, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, правильно установив фактические обстоятельства дела и оценив в совокупности представленные доказательства.
Приведенные в кассационной жалобе истца доводы о том, что суды не применили при рассмотрении данного дела положения статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не дали оценки правомерности заявленных требований с учетом положений указанного Закона, судебная коллегия отклоняет, как основанные на неправильном толковании подлежащих применению норм материального права. Данные доводы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.