Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее также- ГУ ОПФР по "адрес") о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истицы - ФИО5 В силу закона, истица имеет право на получение средств пенсионных накоплений умершего ФИО5, так как является наследником первой очереди умершего застрахованного лица. Установленный шестимесячный срок со дня смерти ФИО5 истицей пропущен по причине того, что уведомление о возможности получения пенсионных накоплений ей не направлялось.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд восстановить срок для обращения в ГУ ОПФР по "адрес" с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего ДД.ММ.ГГГГ застрахованного лица - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебном коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение и апелляционное определение и принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявительница ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
На основании пункта 12 статьи 9 и пункта 12 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям); во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа вышеуказанных или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
Исходя из положений статьи 38 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и пункта 10 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N711, обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего такой срок.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом по общему правилу, с учетом наличия или отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Названный срок относится к срокам осуществления субъективного права на получение средств пенсионных накоплений, а его соблюдение выступает необходимой предпосылкой приобретения указанных средств.
Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. К таким причинам, в частности можно отнести тяжелую болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являвшийся супругом ФИО1, который был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, и на его индивидуальном лицевом счете имелись средства пенсионных накоплений.
Накопительная часть пенсии не была ему назначена, поскольку он не достиг пенсионного возраста. При жизни, заявления о распределении средств пенсионных накоплений он не подавал, лиц, имеющих право на получение указанных накоплений, не определял.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей средств пенсионных накоплений, оставшихся на лицевом счете ее умершего супруга.
Данное заявление было возвращено ответчиком по причине пропуска шестимесячного срока, предусмотренного для подачи заявления, что подтверждается уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений истицей указано на отсутствие информации о наличие средств пенсионных накоплений на лицевом счете ее супруга, кроме того, ей лично не было направлено уведомление о возможности получения пенсионных накоплений.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, суд первой инстанции руководствовался указанными выше нормами материального права и исходил из того, что истицей не представлены суду доказательства уважительности причин пропуска срока для обращения с заявлением.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, решение суда оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что срок для обращения с заявлением пропущен истицей по уважительной причине, ввиду того, что ответчик не направлял ей уведомление о наличии у умершего средств пенсионных накоплений не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
Как установлено судом, ответчик не обладал информацией о смерти супруга истицы, наступившей в 2007 году, отсутствовала у ответчика и информация о правопреемникам умершего лица.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.