Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, о признании права на досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, выслушав объяснения ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее- ГУ ОПФР по Ростовской области) о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время трудовая деятельность истца связана с аварийно-спасательной службой и ее формированиями, он работал и работает в должности спасателя, в настоящее время - в должности спасателя 1 класса, заместителя начальника поисково-спасательного расчета Поисково-спасательной службы в МКУ Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в "адрес" с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее установленного возраста на основании п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в "адрес" от 20.02.2019г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. "л" статьи 12, ст. 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием 15 лет работы в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, льготный стаж не заявлен работодателем. Право на назначение страховой пенсии по старости ФИО2 3.3. приобретет, согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при достижении возраста 65 лет.
Ответчик не включил в специальный стаж периоды работы в должности спасателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью 23 года 3 месяца 29 дней в Штабе по делам ГО и ЧС "адрес", в Управлении по делам ГО и ЧС "адрес", в Управлении по делам ГО и ЧС "адрес", т.к. ФИО1 организации являются региональными и не входят в систему МЧС России.
Истец полагает, что решение является незаконным, поскольку он выполнял те же должностные обязанности, что и спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах МЧС России, и участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций, что подтверждается его трудовой книжкой и книжкой спасателя.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение УПФР в "адрес" об отказе в назначении пенсии от 20.02.2019г. N, возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 01.09.1994г. по 30.06.1997г. спасателем 2 класса Штаба по делам ГО и ЧС "адрес", с 01.07.1997г. по 31.12.2001г. спасателем 1 класса Управления по делам ГО и ЧС "адрес", с 01.01.2002г. по 31.12.2009г. - спасателем 1 класса Управления по делам ГО и ЧС "адрес", возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2 3.3. просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 3.3. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает спасателем.
С ДД.ММ.ГГГГ он выполняет должностные обязанности спасателя на основании трудового договора (контракта) N, заключенного между истцом и Управлением по делам ГО и ЧС "адрес" (л.д.34-36).
13.11.2018г. ФИО2 3.3. обратился в ГУ УПФ РФ в "адрес" с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д.151-155).
Решением ГУ УПФ РФ в "адрес" от 20.02.2019г. N ФИО2 3.3. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и в соответствии с п. "л" статьи 12, ст.78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием 15 лет работы в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, льготный стаж не заявлен работодателем.
В специальный стаж истца не включены периоды работы: с 01.09.1994г. по 30.06.1997г. - спасателем 2 класса Штаба по делам ГО и ЧС "адрес"; с 01.07.1997г. по 31.12.2001г. - спасателем 1 класса Управления по делам ГО и ЧС "адрес"; с 01.01.2002г. по 31.12.2017г. - спасателем 1 класса в Управлении по делам ГО и ЧС "адрес", так как ФИО1 организации являются региональными и не входят в систему МЧС России (л.д.31-33, 148-149).
Из трудовой книжки ФИО2 3.3. следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу в Штаб по делам ГО и ЧС "адрес" на должность спасателя 2 класса спецподразделения - группы оперативного реагирования, установлен 9 разряд ЕТС; 01.11.1995г. переведен спасателем 1 класса, установлен 10 разряд ЕТС.
01.07.1997г. Штаб по делам ГО и ЧС "адрес" преобразован в Управление по делам ГО и ЧС "адрес".
01.04.2000г. в связи с реорганизационными мероприятиями должность преобразована в "спасатель 8 разряда" ЕТС службы спасения.
10.07.2000г. истец переведен на должность спасателя 9 разряда. ДД.ММ.ГГГГ ему присвоен 3 класс спасателя и установлен 11 разряд ЕТС.
01.05.2002г. в связи с организационными мероприятиями должность преобразована в "заместитель начальника поисково-спасательного расчета Поисково-спасательной службы", установлен 13 разряд ЕТС.
01.01.2005г. в связи с изменением штатного расписания истец переведен на должность спасателя 1 класса Поисково-спасательной службы, установлен 13 разряд ЕТС.
ДД.ММ.ГГГГ Управление по делам ГО и ЧС "адрес" преобразовано в Муниципальное учреждение Управление по делам ГО и ЧС "адрес". 01.01.2012г. изменен тип муниципального учреждения Управление по делам ГО и ЧС "адрес" на муниципальное казенное учреждение Управление по делам ГО и ЧС "адрес".
С 17.11.2015г. муниципальное казенное учреждение Управление по делам ГО и ЧС "адрес" преобразовано в Управление по делам ГО и ЧС "адрес", где с ДД.ММ.ГГГГ истец работает по настоящее время (л.д.28-30).
В материалах дела имеется книжка спасателя, серия 0-311 N, выданная ФИО2 3.3. аттестационной комиссией "адрес" 21.12.1994г, с печатью Управления по делам ГО и ЧС "адрес", содержащая сведения о специальностях истца, присвоении ему квалификаций и периодах участия в спасательных работах (л.д.22-25).
Также имеется копия удостоверения N, выданного ДД.ММ.ГГГГ комиссией штаба по делам ГО и ЧС "адрес", о допуске к выполнению работ с повышенной опасностью в качестве члена расчета спасателей (л.д.37)
Согласно архивной справке ГУ МЧС России по "адрес" от 23.01.2019г. N, в соответствии с постановлением Главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О реорганизации штаба по делам ГО и ЧС "адрес"" приказом начальника штаба по делам ГО и ЧС "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N финансирование штаба по делам ГО и ЧС "адрес" передано из областного бюджета бюджету администрации "адрес".
В соответствии с постановлением Главы администрации "адрес" от 01.07.1997г. N, Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям "адрес" преобразован в Главное управление по делам ГО и ЧС "адрес". Главное управление МЧС России по "адрес" не является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС "адрес" (л.д.38-39).
Действующее в настоящее время Управление по делам ГО и ЧС "адрес" осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011г. N "Об утверждении положения об отраслевых (функциональных) органах администрации "адрес"".
В соответствии с п.п. 1.1, 1.5, 1.9 Положения, Управление является отраслевым органом администрации "адрес", специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах муниципального образования город "Ростов-на-Дону" (л.д.179- 180).
Согласно выписке из книжки спасателя ФИО2 ФИО7 спасателя 1 класса ППС "адрес", истец принимал участие в следующих спасательных операциях: 18.04.1997г, "адрес", завод "Красный Аксай". Работа с радиоактивным веществом "Уран-238" (3 часа); 30.06.1997г, "адрес". Сопровождение аварийной цистерны с аммиаком (2 часа); 10.03.1999г. Ростов-на-Дону. Работа по загрузке 18 контейнеров с радиоактивным веществом (1 час); 02.07.1999г, "адрес" "адрес" Изъятие, транспортировка и дегазация емкостей с аммиаком (2 часа); 07.10.2000г, "адрес", с/т "Мичуринец". Нейтрализация 10 аварийных баллонов с аммиаком (4 часа); 25.01.2001г, "адрес"-спасательные работы в зоне обрушения 3-х этажного здания (5 часов); 13.07.2001г, "адрес". Поисково-спасательные работы в зоне обрушения здания (10 часов); 23.04.2002г, "адрес". Поисково-спасательные работы в зоне обрушения здания (5 часов); 08.06.2002г, "адрес", ул. "адрес" "адрес" Поисково-спасательные работы в зоне сливного коллектора (7 часов); 16.10.2004г, "адрес", ТЭЦ. Ликвидация разлива серной кислоты (4 часа); 29.01.2006г, "адрес", "адрес", "адрес". Поисково-спасательные работы в коллекторе (2 часа); 10.04.2007г, "адрес", Ж\Д станция Кизитеринка. Поисково-спасательные работы (2 часа); 01.05.2008г, "адрес". Поисково-спасательные работы в зоне пожара жилого дома (5 часов); 03.03.2009г, "адрес", Северное водохранилище. Спасательные работы по спасению терпящих бедствие на воде (1 час); 22.02.2010г. Ростов-на-Дону, "адрес" работы в зоне обрушения канализационного коллектора (6 часов), (л.д.55).
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Истец в оспариваемые периоды не работал в службах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а Управление по делам ГО и ЧС "адрес" создано органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - "адрес" и не является профессиональным аварийно-спасательным формированием федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в структуру МЧС России не входит, в связи с чем принятое ответчиком решение об отказе в назначении досрочной пенсии по старости является законным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Аналогичное положение о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти содержалось в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1, 2, 3 класса, спасателям международного класса.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.
Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" установлено, что в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят: центральный аппарат; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы; спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Данным Указом Президента определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
В соответствии с подпунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:
в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положения статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривают создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб.
В силу статьи 8 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Между тем, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, функционирует путем взаимодействия, и не означает отнесение службы спасателя в органе, обеспечивающем деятельность по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на уровне субъекта Российской Федерации к службе в структуре федерального органа.
Досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ранее подпункт 16 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года N 551-О-П).
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (подпункт 3 пункта 8).
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1).
В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2), а статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривает создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб.
Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Дифференциация в условиях реализации права на назначение страховой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1995 года N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Данные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года N 551-О-П, где указано на то, что деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", пункта 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Установив, что Зейнуллин 3.3. в спорные периоды не работал в службах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принимал участие в спасательных операциях исключительно на территории "адрес" и "адрес", что Управление по делам ГО и ЧС "адрес" в структуру МСЧ России не входит и не входило, было создано органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не является профессиональным аварийно-спасательным формированием федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ФИО2 3.3. принимал участие в спасательных операциях исключительно на территории "адрес" и "адрес", суд пришел к правильному выводу о законности принятого ответчиком решения.
Учитывая, что право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено только для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, оснований для включения спорных периодов работы истца, проходившей в Штабе по делам ГО и ЧС "адрес", в Управлении по делам ГО и ЧС "адрес", в Управлении по делам ГО и ЧС "адрес", не имелось.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, указанным в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств и установленных обстоятельств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 3.3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.