Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Новиковой Н.А., действующей в интересах Лихачевой В.И., на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя (далее - Севприроднадзор) от 13 августа 2021 года, решение судьи Гагаринского районного суда г.Севастополя от 31 мая 2022 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Лихачёвой Валентины Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Севприроднадзора от 13 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 13 января 2022 года, Лихачёва В.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей (т.1 л.д.48-56, 204-207).
Решением судьи Севастопольского городского суда от 8 апреля 2022 года решение судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 13 января 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (т.1 л.д.245-252).
Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Севастопольского городского суда от 21 сентября 2022 года, постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Севприроднадзора от 13 августа 2021 года оставлено без изменения (т.2 л.д.19-25, 56-63).
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении Лихачёвой В.И. по настоящему делу об административном правонарушении постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Севприроднадзора от 13 августа 2021 года, решение судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 мая 2022 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 21 сентября 2022 года, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Лихачёвой В.И. к ответственности) установлена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии со статьей 12 Земельного Кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана земель представляет собой деятельность указанных в данной норме субъектов, в том числе физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (пункт 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункты 1 и 2статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ скопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10 марта 2021 года в 11 часов 00 минут в ходе проведения рейдового мероприятия сотрудниками Севприроднадзора зафиксирован факт несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: г. Севастополь, "адрес" собственником которого является Лихачёва В.И, а именно допущен сброс и хранение (оставление) отходов вне специальных мест, в том числе на почве без укрытия от воздействия атмосферных осадков и ветров, необеспечение их сбора и вывоза, что находится в причинной связи с ухудшением качества земель и почвы, как важнейших компонентов окружающей среды и природных ресурсов наличие на участке несанкционированной свалки отходов грунта при проведении земляных работ в совокупности с концентрацией содержащихся в них загрязняющих веществ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т.1 л.д.104-111); актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (т.1 л.д.125-127, 160-161); фототаблицей (т.1 л.д.128-132, 162-165); протоколом взятия проб и образцов (л.д.133-136); протоколом лабораторных испытания (т.1 л.д.143-144); письмом Сополева Е. (т.1 л.д.170-174) и иными материалами дела, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии Лихачёвой В.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Вопреки доводам заявителя, ходатайство о прекращении производства по делу было разрешено должностным лицом при принятии окончательного решения по делу с надлежащей оценкой документов и фактически оставлено без удовлетворения. Оснований для признания такого вывода неверным, не имеется.
Указание в жалобе на то, что должностными лицами были допущены грубые нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) в части проведения проверочных мероприятий до даты, указанной в плановом (рейдовом) задании, не может быть признано заслуживающим внимание.
В силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ выявленное нарушение могло явиться поводом для проведения проверки, однако в донном случае возбуждение дела об административном правонарушении в отношении общества без проведения предварительной проверки, требованиям закона не противоречит.
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом в ходе проведения рейдового мероприятия достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может являться так же и сообщение физического лица, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Из представленных материалов дела следует, что 24 февраля 2021 года Сополевым Е. в адрес главного Управления природных ресурсов и экологии г. Севастополя направлено сообщение о накоплении грунта (т.1 л.д.170-174).
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Лихачёвой В.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения Лихачёвой В.И. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции вменяемого правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену либо изменение обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя от 13 августа 2021 года, решение судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 мая 2022 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Лихачёвой Валентины Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Новиковой Н.А.- без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Коротун С.В. N 12-14/2022
судья городского суда Исаев С.Н. N 21-293/2022
судья районного суда Кныш Н.Н. N 12-389/2022
судья городского суда Бояринова Е.В. N 21-427/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-2461/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.