Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 февраля 2022 года (N 2а-127/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 6 июня 2022 года по административному иску Ворисова Д.И. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ворисов Д.И. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий его содержания в период с 14 апреля 2021 года по 15 августа 2021 года незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 800000 рублей.
Определениями Усть-Вымского районного суда Республики Коми в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Полежака Е.Г.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 6 июня 2022 года, административное исковое заявление Ворисова Д.И. удовлетворено частично.
Признано незаконным и нарушающим права осужденного Ворисова Д.И. действие (бездействие) администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми выразившееся в необеспечении горячим водоснабжением в период с 14 апреля 2021 года по 15 августа 2021 года в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Ворисова Д.И. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1000 рублей.
В остальной части административный иск Ворисова Д.И. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 6 июня 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 18 апреля 2023 года, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, несоответствии ее размера требованиям разумности и справедливости.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Ворисов Д.И. находился в период с 14 апреля 2021 года по 15 августа 2021 года в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми без надлежащего обеспечения горячим водоснабжением.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений статьи Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", относящей к принципам содержания под стражей законность, справедливость, равенство всех граждан перед законом, гуманизм и уважение человеческого достоинства, положений "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр).
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания с пользу Ворисова Д.И. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 1 000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 6 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 18 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 6 июня 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 10 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.