Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Мальцевой Е.Г. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-2799/2022) по кассационной жалобе комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2022г. (N33а-22188/2022) по административному иску Тихонова К. В. к комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 2 декабря 2020г. N N.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тихонов К.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка N05-26-101037/20-0-1 от 2 декабря 2020г.;
- обязать комитет имущественных отношений правительства Санкт- Петербурга принять решение о предварительном согласовании предоставления административному истцу земельного участка.
В обоснование указал, что 20 октября 2020г. обратился с заявлением в комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка. Решением административного ответчика N N от 2 декабря 2020г. ему отказано в удовлетворении заявления на основании того, что при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не учтены сведения, поименованные в пункте 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе". Административный истец полагал, что указанное нормативное положение не обязывает отражать такие данные в схеме, пунктом 6 поименованного Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N 762 установлен исчерпывающий перечень сведений и графической информации, которые отражаются в схеме.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021г. административный иск Тихонова К.В. был удовлетворен частично: признано незаконным решение комитета имущественных отношений правительства Санкт-Петербурга об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка N N от 2 декабря 2020г.; на комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга возложена обязанность незамедлительно по вступлении решения суда в законную силу принять одно из решений, предусмотренных положением статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации без учета положений подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления от 20 октября 2020г. N05-26-101037/20-0-0; в удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 июня 2021г. решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021г. оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2021г. решение Красносельского районного суда Санкт- Петербурга от 17 февраля 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии от 23 июня 2021г. отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 28 апреля 2022г. в удовлетворении административного иска Тихонова К.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2022г. решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 28 апреля 2022г. отменено, по делу принято новое решение.
Признано незаконным решение комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 2 декабря 2020г. об отказе Тихонову К. В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обязан рассмотреть заявление Тихонова К. В. от 20 октября 2020г.
В кассационной жалобе комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2022г, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что в представленной Тихоновым К.В. схеме земельного участка не учтены и не отображены, предусмотренные пунктом 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N 762 сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, а также местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение суда первой инстанции отменил, принял новое решение, которым административный иск Тихонова К.В. удовлетворил, указав следующее.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предварительное согласование предоставления земельного участка согласно статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому, среди прочего, должна быть приложена схема участка. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление в срок не более чем тридцать дней со
дня поступления и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом в ситуации, когда для предоставления земельного участка требуется его образовать, а к рассмотренному заявлению прилагалась схема участка, названные решения должны также содержать соответственно указание на утверждение схемы участка или на отказ в утверждении схемы участка.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. Такое решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи такая подготовка схемы расположения участка на кадастровом плане территории осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
20 октября 2020г. Тихонов К.В. обратился в комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением копии паспорта и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земельного участка.
2 декабря 2020г. решением комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга N Тихонову К.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании положений пункта 1 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная с заявлением схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, определенным пунктом 1 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема должна изготавливаться при учете положений пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N 762 (действующим на момент принятия оспариваемого решения) утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования), и Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане
территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Форма).
Требования устанавливают правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
Согласно пункту 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Пунктом 6 Требований определен перечень сведений, которые должны быть приведены в схеме расположения земельного участка, в том числе, изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее графическая информация).
Как следует из представленной административным истцом в комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга схеме расположения земельного участка, в ней указаны условный номер земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; проектная площадь образуемого земельного участка; список координат характерных точек границы образуемого в соответствии со схемой земельного участка; изображение границ образуемого земельного участка, условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
На несоответствие сведений указанных в представленной административным истцом схеме, пункту 6 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N 762, ни в оспариваемом решении Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга не указано, ни в ходе рассмотрения административного дела не установлено, Вывод суда первой инстанции о том, что предоставленная Тихоновым К.В. для предварительного согласования схема расположения земельного участка подготовлена без учета материалов и сведений о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сделан в отсутствие таких доказательств.
Кроме того, административный ответчик, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции, не ссылался на какие-либо конкретные нарушения схемы расположения земельного участка документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, проектам планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Напротив, как следует из представленных в материалы дела ответов уполномоченных органов, таких сведений не имеется.
Вывод суда первой инстанции, что такие требования к указанию в схеме приведенных выше сведений, вытекают из положений пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N762, является ошибочным, поскольку положениями данного пункта установлен не перечень обязательных к указанию в схеме расположения земельного участка сведений, а указано на то, что такая схема должна подготавливаться на основе сведений государственного кадастра недвижимости, на несоответствие которому орган местного самоуправления не ссылался при отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и приведены материалы и сведения, которые должны учитываться при подготовке схемы расположения земельного участка.
Кроме того, распоряжением комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30 января 2018г. N 6-р, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 3.3.2.1 указанного выше Административного регламента специалист при отсутствии оснований для оставления заявления без рассмотрения, возврата заявления и для приостановления срока рассмотрения заявления (или отпадения оснований для приостановления срока рассмотрения заявления) осуществляет следующие мероприятия:
определяет состав документов, подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные и иные запросы (при необходимости);
подготавливает проекты межведомственных запросов в УФНС, ФГБУ "Кадастровая палата" о получении документов (сведений), указанных в пункте 2.7 настоящего Административного регламента (при необходимости);
направляет запросы в КГА, КС, КИ, КЭИО, КГИОП, КБ, КРТИ о получении документов (сведений), указанных в пункте 2.7 настоящего Административного регламента (далее - иные запросы) в Региональной информационной системе, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства "Геоинформационная система Санкт- Петербурга" (далее - РГИС) (при необходимости).
Таким образом, проверка сведений на соответствие требованиям пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N 762, осуществляется путем направления запросов, что административным ответчиком сделано не было.
Иного мотивированного обоснования отказа Тихонову К.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в оспариваемом решении не приведено, в связи с чем, иные обстоятельства, по которым не могло быть предварительно согласовано предоставление земельного участка, не могли быть предметом судебного разбирательства.
С учетом изложенного оспариваемый отказ комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга не соответствует закону и нарушает права административного истца.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции обоснованно отменено судом апелляционной инстанции с принятием нового решения о признании оспариваемого отказа комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга незаконным.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к неверному толкованию приведенных выше правовых норм и не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции. Названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции не является правовым основанием для отмены обжалуемого акта.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга-без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 июля 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.