Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В.
судей: Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 09 декабря 2022 года по административному делу N 2а-6454/2022 по административному исковому заявлению Рузиева О. Ш. угли к ФСИН России об оспаривании бездействия, понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рузиев О.Ш, отбывающий назначенное приговором суда наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9 У ФСИН России по Республике Карелия, неоднократно обращался в ФСИН России с заявлениями о переводе его в иное исправительное учреждение по месту жительства его родственников в г. Волгоград, с целью поддержания с ними социально-полезных связей, однако ответа на свои заявления административный истец не получил.
Полагая, что со стороны ФСИН России имеется незаконное бездействие по фактическому разрешению вопроса о переводе, Рузиев О.Ш. просил суд признать бездействие административного ответчика незаконным и обязать перевести его в исправительное учреждение г. Волгограда.
Решением суда Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 09 декабря 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие должностных лиц ФСИН России по неразрешению по существу заявлений Рузиева О.Ш.у от 22.02.2022, 28.04.2022, 19.07.2022. В удовлетворении остальной части иска отказал.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статье 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части второй. 1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника (часть 1).
По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного (часть 2.1).
В силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 9 которого по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо сего согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, допускается по решению ФСИН России. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит.
Как следует из материалов дела, Рузиев О.Ш, гражданин Республики Узбекистан, регистрации на территории Российской Федерации не имеет, осужден 29.09.2021 Петрозаводским городским судом Республики Карелия по ч.З ст.30, ч.5 ст.228.1 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока - 15.10.2021, конец срока - 27.04.2029.
Согласно справке по личному делу осужденного до ареста Рузиев О.Ш. проживал по адресу: "адрес".
Рузиев О.Ш. отбывает назначенное приговором суда наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, прибыл в указанное исправительное учреждение 29.10.2021.
Административный истец неоднократно обращался в ФСИН России с заявлениями о переводе его в иное исправительное учреждение по месту жительства его родственников в г. Волгоград или ближайший к нему регион, с целью поддержания с ними социально-полезных связей, однако ответа на свои заявления Рузиев О.Ш. не получил.
29.08.2022 Рузиев О.Ш. обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФСИН России допущено незаконное бездействие, выраженное в длительном неразрешении по существу заявлений Рузиева О.Ш. о его переводе, при этом доказательств того, что столь длительные сроки рассмотрения заявлений административного истца вызваны объективными причинами и необходимы для разрешения данного вопроса административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия согласилась с выводами суда первой инстанции по существу, поскольку со стороны ФСИН России допущено незаконное бездействие по фактическому разрешению вопроса о переводе Рузиева О.Ш. в другое исправительное учреждение по месту жительства его родственников.
То обстоятельство, что Порядок не устанавливает конкретные сроки для принятия решения о переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое по месту жительства родственников, не снимает обязанности ФСИН России при разрешении заявлений осужденных руководствоваться разумными сроками.
В соответствии сч.1 и ч.б ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Как следует из материалов административного дела, в адрес административного ответчика Рузиевым О.Ш. были направлены заявления о его переводе в иное исправительное учреждение по месту жительства его родственников от 22.02.2022 (получено ФСИН России 14.03.2022), два заявления от 26.04.2022 (получены ФСИН России - 11.05.2022), 19.07.2022 (получено ФСИН России - 05.08.2022), тогда как ответ на указанные обращения административным ответчиком дан лишь 15.09.2022 N ог-12- 47613 (после обращения административного истца в суд 29.08.2022).
Длительное неразрешение ФСИН России по существу заявлений Рузиева О.Ш, неоднократно поданных в 2022 году, свидетельствует о незаконном бездействии ФСИН России.
ФСИН России не представлено доказательств того, что столь длительные сроки рассмотрения заявлений Рузиева О.Ш. вызваны объективными причинами и необходимы для разрешения данного вопроса.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал бездействие ФСИН России в указанной части незаконным.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 09 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Рузиева О. Ш. угли к ФСИН России об оспаривании бездействия, понуждении к совершению определенных действий оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 09 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.