Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Розенберг Н. А. на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 12 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 октября 2022 года по административному делу N 2а-1327/2022 по административному исковому заявлению Розенберг Н. А. к администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, устранении нарушений.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Розенберг Н.А. обратилась в суд с административным иском, указав, что административный истец, являясь собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 4081 кв.м, с кадастровым номером N и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", обратилась 3 марта 2020 года в администрацию с заявлением о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель неразграниченной собственности.
Постановлением N1218 от 7 мая 2020 года заявленная схема N177 от 27 марта 2020 года земельного участка площадью 4 970 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), утверждена, часть земельного участка обременена правом прохода, проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами N.
После утверждения схемы Розенберг Н.А. были заказаны кадастровые работы и изготовлен межевой план на формируемый земельный участок, земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.
Администрацией был подготовлен проект соглашения о перераспределении, а Розенберг Н.А. 15 сентября 2021 года произведена оплата за перераспределение в размере 136 750, 42 рублей.
31 января 2022 года администрацией было вынесено постановление N336 об отмене постановления N1218 от 7 мая 2020 года.
Административный истец полагает, что оспариваемое постановление вынесено незаконно и необоснованно, нарушает ее права и законные интересы, в нем имеется ссылка лишь на то, что оно вынесено во исполнение представления прокурора района об устранении нарушений земельного законодательства, без указания конкретных нарушений, в связи с чем просит требования удовлетворить.
На основании изложенного, просила признать незаконным и отменить постановление администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области от 31 января 2022 года N336 "Об отмене постановления администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 7 мая 2020 года N1218".
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 12 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 октября 2022 года в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, Розенберг Н.А. является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 4081 кв.м, с кадастровым номером N и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером N, по адресу: "адрес".
3 марта 2020 года в администрацию с заявлением вход. N827-зем о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель неразграниченной собственности.
Рассмотрев заявление, администрация вынесла постановление N1218 от 7 мая 2020 года об утверждении заявленной схемы N177 от 27 марта 2020 года земельного участка, площадью 4 970 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), часть земельного участка обременена правом прохода, проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами N.
После утверждения схемы Розенберг Н.А. были заказаны кадастровые работы и изготовлен межевой план на формируемый земельный участок, земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.
Администрацией был подготовлен проект соглашения о перераспределении, а Розенберг Н.А. 15 сентября 2021 года произведена оплата за перераспределение в размере 136 750, 42 рублей.
31 января 2022 года администрацией было вынесено постановление N336 об отмене постановления N1218 от 7 мая 2020 года.
Согласно содержанию указанного выше постановления, оно принято во исполнение представления прокурора района (исх.N182-ж- 2021/20270008/Прдп-22/3, вход. N476 от 17 января 2022 года) об устранении нарушений земельного законодательства.
Как следует из представления прокурора Гурьевского района, вынесенного в адрес главы администрации Гурьевского городского округа, прокуратурой района была проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в результате которой было установлено, что постановление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 7 мая 2020 года N1218 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N в пос. Рыбное Гурьевского городского округа" принято в отсутствие оснований, предусмотренных ст.ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ, поскольку ни заявление Розенберг Н. А, ни приложенные к указанному заявлению документы не свидетельствовали о необходимости такого перераспределения. Также указано на то, что такое перераспределение нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку участок такой площади мог стать предметом аукциона, поскольку его возможно сформировать самостоятельно.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст. 11.2 ЗК РФ)
Согласно ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Ст.39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.
Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, испрашиваемый к перераспределению земельный участок имеет площадь 889 кв.м, расположен в зоне Ж2 - зоне застройки малоэтажными жилыми домами. Поскольку площадь испрашиваемого к перераспределению земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки Гурьевского муниципального округа позволяет сформировать самостоятельный земельный участок, оснований для его перераспределения в вышеуказанном порядке не имелось.
При таком положении, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что при проведении процедуры согласования и утверждения схемы образования земельного участка в порядке перераспределения по заявлению Розенберг Н.А. административным ответчиком нарушена.
В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.05.2011 N 739-0-0, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства на дату его принятия.
Как установилсуд, соглашение о перераспределении земельного участка реализовано не было, право на образованный в порядке перераспределения земельный участок истцом не приобретено, возможность образования испрашиваемого законом не предусмотрена, в связи с чем, как верно отметил суд, администрация в порядке самоконтроля и исполнения требований протеста прокурора вправе была отменить ранее принятое решение об образовании земельного участка путем перераспределения, в том числе и при реализации постановления об утверждении схемы расположения вновь образуемого участка. Сама по себе постановка на кадастровый учет указанного участка не препятствует отмене постановления N 1218 от 07 мая 2020 года, поскольку администрация вправе самостоятельно снять его с кадастрового учета.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 12 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 октября 2022 года по административному исковому заявлению Розенберг Н. А. к администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, устранении нарушений оставить без изменения, кассационную жалобу Розенберг Н. А. - без удовлетворения.
Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 12 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.