Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Сазоновой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 20 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-9004/2022 по иску Г.Р.И, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Коми о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, назначении досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.Р.И, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Коми (далее - ГК ОПФ РФ по Республике Коми), в котором, с учетом уточнений, просил: признать и отменить решение от 08 сентября 2022 года N 220000363600/244487/21 об отказе в установлении пенсии; включить в стаж работы в связи с лечебной деятельностью (1 год как 1 год и 6 месяцев) периоды работы в качестве врача-хирурга: с 1 августа 2000 года по 10 августа 2001 года, 14 августа 2001 года по 31 августа 2001 года, с 1 октября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 2 января 2002 года по 31 января 2002 года, с 1 апреля 2002 года по 31 мая 2002 года, с 19 августа 2002 года по 8 сентября 2002 года, с 14 ноября 2002 года по 4 декабря 2002 года, с 25 апреля 2011 года по 24 мая 2011 года, с 28 февраля 2016 года по 4 марта 2016 года, с 14 апреля 2014 года по 18 апреля 2014 года, с 24 мая 2015 года по 26 мая 2015 года, с 8 июня 2019 года по 9 июня 2019 года, 22 августа 2019 года, 7 августа 2021 года, с 25 ноября 2019 года по 27 ноября 2019 года; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 17 января 2022 года; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2022 года исковые требования Г.Р.И, к ГУ ОПФ РФ по Республике Коми удовлетворены частично; на ГУ ОПФ РФ по Республике Коми возложена обязанность включить в стаж лечебной деятельности Г.Р.И, периоды: с 1 августа 2000 года по 10 августа 2001 года, с 25 апреля 2011 года по 24 мая 2011 года, с 28 февраля 2016 года по 4 марта 2016 года, с 14 апреля 2014 года по 18 апреля 2014 года, с 24 мая 2015 года по 26 мая 2015 года, с 8 июня 2019 года по 9 июня 2019 года, 22 августа 2019 года, с 25 ноября 2019 года по 27 ноября 2019 года, 7 августа 2021 года в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев); с ГУ ОПФ РФ по Республике Коми в пользу Г.Р.И, взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 20 февраля 2023 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми ставится вопрос об отмене судебных актов в части включения в специальный стаж периода работы 22 августа 2019 года, поскольку 22 августа ? День Республики Коми - государственный праздник Республики Коми, который является дополнительным выходным днем, за который заработная плата не начисляется, следовательно, страховые взносы не уплачиваются.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационных жалоб не имеется.
Поскольку судебные постановления обжалуются в части включения в специальный стаж периода работы 22 августа 2019 года в специальный стаж, в связи с чем в кассационном порядке проверяются только в данной части.
При рассмотрении дела установлено, что истец 1 октября 2021 года обратился в ОПФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением ОПФР по Республике Коми от 14 октября 2021 года N 210000309516/244487/21 в установлении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. Истцу установлен стаж лечебной деятельности 28 лет 6 месяцев 8 дней.
Решением ОПФР по Республике Коми от 8 сентября 2022 года N 220000363604/244487/21, принятым во изменение решения от 14 октября 2021 года, истцу установлен стаж лечебной деятельности 28 лет 3 месяца 24 дня.
Разрешая настоящий спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязал ответчика включить в стаж лечебной деятельности Г.Р.И, периоды работы: с 1 августа 2000 года по 10 августа 2001 года, с 25 апреля 2011 года по 24 мая 2011 года, с 28 февраля 2016 года по 4 марта 2016 года, с 14 апреля 2014 года по 18 апреля 2014 года, с 24 мая 2015 года по 26 мая 2015 года, с 8 июня 2019 года по 9 июня 2019 года, с 25 ноября 2019 года по 27 ноября 2019 года, 7 августа 2021 года в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев). В удовлетворении исковых требований истца о включении в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) периодов с 14 августа 2001 года по 31 августа 2001 года, с 1 октября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 2 января 2002 года по 31 января 2002 года, с 1 апреля 2002 года по 31 мая 2002 года, с 19 августа 2002 года по 8 августа 2002 года, с 14 ноября 2002 года по 4 декабря 2002 года, признании незаконным и отмене решения от 8 сентября 2022 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 17 января 2022 года отказал.
При этом разрешая спор в части включения в стаж лечебной деятельности дополнительного нерабочего праздничного дня - 22 августа 2019 года - Дня Республики Коми (22 августа), установленного Законом Республики Коми от 5 мая 2014 года N 30-РЗ "О Дне Республики Коми", суд первой инстанции признал требования подлежащими удовлетворению, поскольку действующее пенсионное законодательство каких-либо исключений об исчислении в календарном порядке для специального стажа указанных дней отдыха, выходных дней не содержит. При этом суд признал право истца на включение указанного дня в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев).
С указанными выводами судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми согласилась.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ОПФР по Республике Коми, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктами 5 и 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, исходил из того, что указанные нормы не предусматривают возможности исключения из специального стажа нерабочих праздничных дней, в том числе установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем согласился с выводами суда первой инстанции о включении в стаж, дающий право на пенсию, нерабочего (праздничного) дня - Дня Республики Коми (22 августа).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационных жалоб и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы 22 августа 2019 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516.
В соответствии с пунктом 5 данных Правил N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды, не подлежащие включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определены пункте 9 Правил N 516, который не предусматривает возможность исключения из специального стажа нерабочих праздничных дней, в том числе установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным, выводы судебных инстанций о включении в стаж, дающий право на пенсию, нерабочего (праздничного) дня - Дня Республики Коми (22 августа), являются правильными.
Иных доводов кассационная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми не содержит.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для их удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 20 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.