Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Цоя А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу М.В.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 марта 2023 года по делу N 2-3503/2022 по исковому заявлению М.В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, выслушав объяснения представителя ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Роговенко С.К, действующего по доверенности от 20 января 2023 года, возражавшего против удовлетворения доводов кассационной жалобы в полном объеме, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
М.В.Н. обратился в Приморский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ранее - Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просил обязать ответчика отменить вынесенное им решение от 5 сентября 2018 года N748170/18.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 30 марта 2018 года он обратился с заявлением к ответчику о назначении ему выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Однако ответчик заявление истца проигнорировал, рассмотрел только заявление, поданное позже, а именно 19 июня 2018 года, в связи с чем М.В.Н. обратился в суд.
Решением Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 30 июня 2022 года, с учетом определения Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 17 ноября 2022 года об исправлении описок, исковые требования М.В.Н. удовлетворены: отменено решение ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 748170/18 от 5 сентября 2018 года об отказе в назначении М.В.Н. ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 марта 2023 года решение Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 30 июня 2022 года, с учетом определения Приморского районного суда города Санкт- Петербурга от 17 ноября 2022 года об исправлении описок, отменено. По делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований М.В.Н. отказано.
В кассационной жалобе М.В.Н, просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 марта 2023 года и оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушения судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судом апелляционной инстанции юридически значимых обстоятельств по делу.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции иные участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта нижестоящего суда.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, истец является получателем пенсии по старости.
30 марта 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Законом N 21-ФЗ. Указанное заявление было принято пенсионным органом, присвоен входящий номер 07-18/2-555 от 30 марта 2018 года (л.д.8).
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика не представил сведений о результатах рассмотрения вышеназванного заявления, в материалах пенсионного дела, копия которого приобщена, заявление истца от 30 марта 2018 года отсутствует.
19 июня 2018 года ответчиком было зарегистрировано повторное заявление истца о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Законом N 21-ФЗ, поданное его представителем.
Решением ответчика N 748170/18 от 5 сентября 2018 года М.В.Н. в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения было отказано, в связи с отсутствием права.
Разрешая требования истца об обязании отменить решение ответчика N 748170/18 от 5 сентября 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным органом по существу не рассмотрено первоначальное заявление истца от 30 марта 2018 года о назначении дополнительного материального обеспечения, доказательств иного ответчиком не представлено, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения данного требования.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о неправильном применении судом первой инстанции норм права, регулирующих спорные отношения, руководствуясь положениями Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", исходил из того, что в системе премий, присуждаемых в СССР, различаются Государственные премии СССР и премии Совета Министров СССР, которые имеют различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения; при этом премия Совета Министров СССР к числу государственных не относится, в связи с чем отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела не допущено.
Федеральный закон от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (пункт 1). Дополнительное материальное обеспечение назначается: 1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; 2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного; 3) гражданам, награжденным орденом Ленина; 4) гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени; 5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней; Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации; гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней; 8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР); 9) гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных идах СССР" трех степеней; 10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр (пункт 2) и согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.
Таким образом, по смыслу норм Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области, при этом к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них, а субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР). При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации не наделено (ФКЗ от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") и в отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации учреждаются от имени Правительства Российской Федерации в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
Так, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 февраля 1967 года N 158 были утверждены Положения о Ленинских и Государственных премиях СССР и о Комитетах по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР.
Ленинские премии присуждаются за особо выдающиеся научные исследования, открывающие новые направления в науке и технике и превышающие мировые достижения в данной области знания; за принципиально новые технические решения, вносящие крупный вклад в народное хозяйство и оборону СССР и по своему уровню превосходящие достижения других стран; за выдающиеся исследования по актуальным вопросам государственного и хозяйственного строительства, марксистско- ленинской науки и современной общественной жизни; за особо выдающиеся произведения литературы и искусства социалистического реализма и архитектуры, которые вносят большой вклад в формирование коммунистической культуры, обогащают духовную жизнь нашего общества, обладают художественным совершенством, имеют общенародное признание и укрепляют мировое значение советского искусства (пункт 1 Положения о Ленинских премиях); Ленинские премии присуждаются каждый четный год в количестве 30 премий, в том числе 24 премии за работы в области науки и техники и 6 премий за работы в области литературы, искусства и архитектуры, из них 1 - за произведения литературы и искусства для детей, их размер премий - сумма каждая (пункт 6 Положения); решения Комитетов о присуждении Ленинских премий вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР и Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении Ленинских премий публикуются в печати ко дню рождения В.И. Ленина, а лицам, получившим Ленинские премии, присваивается звание "Лауреат Ленинской премии", вручается диплом, почетный знак и удостоверение (пункты 7, 8).
Государственные премии СССР присуждаются за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народнохозяйственное значение, а также за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, за оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; за глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства; за создание выдающихся учебников для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы, профессионально-технических учебных заведений и для системы партийной учебы и экономического образования (пункт 1 Положения о Государственных премиях СССР); Государственные премии СССР присуждаются ежегодно в количестве до 75 премий за работы в области науки и техники, до 15 премий за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, до 8 премий за учебники, в том числе 3 - для высших учебных заведений, 2 - для средних специальных учебных заведений, 1 - для средней школы, 1 - для профессионально- технических учебных заведений и 1 - для системы партийной учебы и экономического образования, до 18 премий за работы в области литературы, искусства и архитектуры, в том числе 1 - за произведения литературы и искусства для детей; размер премий - сумма каждая (пункт 7 Положения); решения Комитетов о присуждении Государственных премий СССР выступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров ССР.
Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении Государственных премий СССР публикуются в печати к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, а лицам, получившим Государственные премии СССР, присваивается звание "Лауреат Государственной премии СССР", вручается диплом и почетный знак с указанием года присуждения премии (пункты 8, 9 Положения).
Вместе с тем, премии Совета Министров СССР учреждены Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15 марта 1977 года N 211 "О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно- технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства" для присуждения ежегодно коллективам работников научно- исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений, предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ, которые выплачиваются за счет средств централизованного фонда премирования за создание и внедрение новой техники.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совмина СССР от 18 октября 1979 года N 950 "О премиях Совета Министров СССР", изданного во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1977 года N 211, установлены 50 премий Совета Министров СССР в следующих размерах: 5 премий - от 30 до сумма, 20 премий - от 15 до сумма и 25 премий - от 3 до сумма для присуждения коллективам работников научно - исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений и предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ); указанные премии присуждаются ежегодно, начиная с 1981 года, ко Дню советской науки, а лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручаются диплом и нагрудный знак "Лауреат премии Совета Министров СССР".
Из вышеизложенного следует, что граждане, удостоенные премий, учрежденной Советом Министров СССР, не имеют права на предусмотренное Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечений граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" дополнительное материальное обеспечение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истцом не предоставлено доказательств награждения его государственной премией СССР.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ в назначении выплаты дополнительного материального обеспечения пенсионным органом осуществлен в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим правовым регулированием.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что к Государственным премиям СССР, с присуждением которых федеральный законодатель связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающиеся достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР). В отличие от Государственной премии СССР премия Совета Министров СССР учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом "Государственной" премии не наделена.
Установив, что истцу присуждена премия Совета Министров СССР, а не Государственная премия СССР, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу дополнительного материального обеспечения, соответственно, к отказу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда апелляционной инстанции и не могут явиться основанием для отмены обжалуемого постановления в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.