Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Герасимчук Т.А, судей Нестеровой А.А, Гутеневой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить жилое помещение (квартиру) муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договорам найма специализированных жилых помещений
по кассационной жалобе ФИО4 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее -администрация МО ГО "Сыктывкар") о возложении обязанности предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договорам найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением как ребенок-сирота, а письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в обеспечении жилым помещением по причине того, что истец не включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказано.
В кассационной жалобе ФИО4 просит отменить названные судебные акты как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать ФИО1 лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют.
Постановлением и.о. главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними ФИО3 и ФИО4 сохранено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: "адрес".
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу N на администрацию МО " "адрес"" была возложена обязанность предоставить ФИО1 с учетом состава семьи благоустроенное жилое помещение в "адрес" взамен занимаемого и расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении ФИО1 во исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ в связи со сносом жилого дома по адресу: "адрес", иного жилого помещения по адресу: "адрес" корпус 1, общей площадью 51, 3 кв.м на состав семьи 4 человека.
Между администрацией МО ГО "Сыктывкар" и ФИО1 заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ N жилого помещения по адресу: "адрес".1 "адрес", площадью 51, 3 кв.м, в качестве членов семьи нанимателя в указанный договор включены: ФИО2, ФИО3, ФИО4.
ФИО4 зарегистрирована по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом администрации МО ГО "Сыктывкар" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 разъяснено, что с учетом требований законодательства у администрации отсутствует правовое основание для предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, поскольку она не состоит в Списке лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, которым ФИО4 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Основанием для отказа послужило наличие у ФИО4 в пользовании жилого помещения по адресу: "адрес".1 "адрес", площадью 51, 3 кв.м, что более учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной по МО ГО "Сыктывкар" (зарегистрировано 4 человека, учетная норма на 1-го человека составляет 10, 5 кв.м; в рассматриваемом случае на 1-го человека приходится 12, 825 кв.м площади. Кроме того факт невозможности проживания ФИО4 в указанном выше жилом помещении не рассматривался в связи с отсутствием заявления ФИО4
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства невозможности проживания истца в предоставленном по договору социального найма жилом помещении по адресу: "адрес". 1 "адрес", приведенные в пункте 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в ходе судебного разбирательства установлены не были и материалами дела не подтверждены, не имеется вступившего в законную силу решения суда о принудительном обмене жилого помещения, жилое помещение не признано непригодным для проживания, общая площадь жилого помещения на одно лицо, проживающее в жилом помещении более учетной нормы площади жилого помещения, договор социального найма помещения от ДД.ММ.ГГГГ N по адресу: "адрес". 1 "адрес", не изменен.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции
Оспаривая законность судебных актов, заявитель в кассационной жалобе вновь настаивает на том, что она подлежит обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда, поскольку после лишения родительских прав ФИО1 истец стала бывшим членом ее семьи, соответственно устанавливать факт невозможности проживания в жилом помещении, в котором за истцом сохранено право пользования, не требуется.
Данный довод нельзя признать состоятельным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и-детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.., утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 28.03.2016 N 152, установление факта невозможности проживания граждан в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) при наличии одного из следующих обстоятельств) 1) обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; 2) наличие у гражданина тяжелой формы хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с гражданином в одном жилом помещении невозможно.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 4 данной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: в связи проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Таким образом, согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, документами, подтверждающими наличие обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числах в жилых помещениях является вступившее законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения.
Судами не установлен факт наличия вступившего в законную силу решения об отказе в принудительном обмене жилого помещения.
С учетом изложенного судебная коллегия находит выводы судов основанным на правильном применении норм материального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств спора не подтверждает нарушений судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, и не является достаточным основанием с учетом положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.