Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и МБУ "Специализированное дорожное управление" МО ГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 16 января 2023 года по делу N 2-1046/2022 по иску Т.Е.П. к муниципальному бюджетному учреждению "Специализированное дорожное управление" муниципального образования городского округа "Воркута" об установлении тарифной ставки, перерасчете заработной платы, денежной компенсации морального вреда, взыскании индексации.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и МБУ "Специализированное дорожное управление" МО ГО "Воркута" - Байбородова Ю.А, действующего по доверенности от 01 марта 2023 года N 11 и доверенности от 12 октября 2022 года, поддержавшего доводы кассационных жалоб в полном объеме, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Т.Е.П. обратился с иском к муниципальному унитарному предприятию "Специализированное дорожное управление" муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута"), с учетом уточнений просил обязать работодателя установить ему тарифную ставку (оклад) с 01 марта 2021 года в размере 19 518 руб. 03 коп, с 01 января 2022 года в размере 20 804 руб. 74 коп, произвести перерасчет заработной платы с учетом установленных окладов с 01 февраля 2021 года, выплатить недополученную сумму заработной платы, отпускных, а также компенсацию по статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации и компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 августа 2022 года, с учетом определения Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2022 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 16 января 2023 года, исковые требования Т.Е.П. удовлетворены частично;
На муниципальное бюджетное учреждение "Специализированное дорожное управление" муниципального образования городского округа "Воркута" возложена обязанность установить Т.Е.П. с 01 марта 2021 года тарифную ставку (оклад) 19 518 руб. 03 коп, с 01 января 2022 года - 20 804 руб. 74 коп, с 01 июня 2022 года - 22 885 руб. 09 коп, произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с 01 марта 2021 года и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации за несвоевременную выплату заработной платы, отпускных по день вынесения решения суда. С муниципального бюджетного учреждения "Специализированное дорожное управление" муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу Т.Е.П. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты по день фактической выплаты, перерасчета заработной платы с 01 февраля 2021 года отказано.
С муниципального бюджетного учреждения "Специализированное дорожное управление" муниципального образования городского округа "Воркута" в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" взыскана государственная пошлина 300 руб.
В кассационных жалобах администрация муниципального образования городского округа "Воркута" и МБУ "Специализированное дорожное управление" МО ГО "Воркута" ставят вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на незаконность распространения на ответчика федерального отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы и необоснованность возложения обязанности по перерасчету заработной платы и выплате задолженности по заработной плате за спорный период.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции иные участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационные жалобы в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Как следует из содержания просительной части кассационных жалоб, принятые по делу судебные акты оспариваются заявителями в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационных жалоб согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, согласно пункту 1.2 раздела 1 Устава МБУ "СДУ" ответчик является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа "Воркута".
Как следует из Устава МБУ "СДУ", выписки из ЕГРЮЛ ФНС России ответчик осуществляет деятельность в отрасли, на которую распространяется действие Федерального отраслевого соглашения.
Т.Е.П. принят на работу в МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута" на должность водителя автомобиля пятого разряда с тарифной ставкой (окладом) 8 010 руб. в месяц. Согласно пункту 1.5 трудового договора от 28 сентября 2020 года N 1220 местом работы является - дорожный участок (кольцо).
Дополнительными соглашениями от 22 октября 2020 года, 27 октября 2020 года к трудовому договору от 28 сентября 2020 года, истцу с 01 октября 2020 года был установлен оклад в размере 8 250 руб, с 01 ноября 2020 года - 9 395 руб.
Основным нормативно - правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута" и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", утвержденный постановлением администрации городского округа "Воркута" от 15 октября 2018 года N 1449. Локальным нормативным актом является Положение о системе оплаты труда МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", утвержденное приказом руководителя от 19 октября 2018 года N 201.
Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута" установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).
Согласно пункту 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО "Воркута", с учетом квалификаций работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями NN 1, 2, 3, 4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 30 июля 2018 года N 1103 "О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО "Воркута".
Постановлением администрации городского округа "Воркута" от 15 октября 2018 года N 1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению N 3, для 5 разряда соответствует тарифный коэффициент - 1, 08.
Из штатных расписаний, разработанных на учреждении и утвержденных руководителем МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута" на 2020 год, 2021 год и 2022 год следует, что водителю пятого разряда (высококвалифицированный специалист) в структурном подразделении - дорожный участок (кольцо) установлен оклад 9 395 руб.
11 декабря 2019 года Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" утверждено "Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы", которое действует с 01 января 2020 года.
Пунктом 3.1 Раздела III Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01 января 2020 года в размере не ниже 1, 15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абзац второй пункта 3.5 Раздела III Соглашения).
Основным видом деятельности МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей (т. 1 л.д.20 -21).
Как следует из представленных документов, ни МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", ни учредитель - администрация МО ГО "Воркута", мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном части 9 статьи 48 Трудового Кодекса Российской Федерации не направляли.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 года.
При таких обстоятельствах, удовлетворяя заявленные исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что положения пункта 3.1 Федерального отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части установления минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда дорожной отрасли с применением коэффициента 1, 15 является обязательным при формировании фонда оплаты труда работников, согласно которым месячная тарифная ставка (оклад) работника неквалифицированного труда первого разряда в организации дорожного хозяйства в Республике Коми на 01 января 2021 года должна составлять 21 189 руб.90 коп.
Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд со ссылкой на приложение N 3 Постановления администрации МО ГО "Воркута" от 15 октября 2018 года N 1449, применил тарифный коэффициент 1, 08, установленный по 5 разряду по должности истца, и рассчитал тарифную ставку (оклад) истца с 01 марта 2021 года в размере 19 518 руб. 03 коп. (18 072 руб. 25 коп. х 1, 08), с 01 января 2022 года в размере 20 804 руб. 74 коп. (19 263 руб. 65 коп. х 1, 08), с 01 июня 2022 года в размере 22 885 руб. 09 коп. (21 189 руб.90 коп х 1, 08).
Принимая во внимание, что заработная плата за спорный период была выплачена истцу в меньшем размере, то суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, начиная с 01 марта 2021 года, указав, что оснований для перерасчета с 01 февраля 2021 года не имеется, поскольку новый размер тарифной ставки установлен с 01 марта 2021 года.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность произвести выплаты с учетом денежной компенсации, предусмотренной статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации, по день вынесения решения суда.
Признав, что трудовые права истца на своевременную и в полном размере выплату заработной платы нарушены, суд с учетом положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с работодателя компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов в части распространения на работодателя действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы и наличии оснований для установления истцу минимальной тарифной ставки в соответствии с данным Федеральным отраслевым соглашением обоснованными, соответствующими действующему законодательству.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
В силу статьи 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (статья 24 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В силу статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3).
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 данного кодекса) (часть 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи (часть 5).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.
Таким образом, в случае присоединения организации к отраслевому (региональному) соглашению в порядке, предусмотренном статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, сторона такого соглашения не вправе отказаться от исполнения предусмотренных в данном соглашении условий. В случае, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу вышеуказанного нормативно-правового регулирования, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствии с положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы 1, 4 части 1).
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам (часть 2).
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп (часть 3).
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (часть 5).
В соответствии с положениями статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Квалификационные разряды сотрудникам устанавливают в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих" (далее - Общие положения Госкомтруда СССР от 31 января 1985 года N 31/3-30, ЕТКС). Разряд присваивается в соответствии с требованиями ЕТКС в зависимости от квалификационных требований и трудовых навыков конкретного сотрудника (пункты 19, 21 Общих положений Госкомтруда СССР от 31 января 1985 года N 31/3-30).
Вопрос о присвоении или повышении разряда, группы квалификации, класса, категории (далее именуется разрядом) рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с учетом мнения коллектива производственной бригады.
Судом установлено, что Министерством строительства и жилищно-коммунального строительства Республик Коми, Республиканской организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Ассоциацией дорожных организаций Республики Коми 24 марта 2021 года утверждено "Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 - 2023 годы" (далее по тексту - Соглашение Республики Коми, региональное соглашение), которое размещено на сайте сетевого издания "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru, 08 апреля 2021 года, и в "Бюллетень органов государственной власти Республики Коми", 23 апреля 2021 года, N 14, статья 278
Как усматривается из материалов дела, письмом Минтруда России от 11 марта 2020 года N 14-4/10/В-1851 работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, утвержденному 14 января 2020 года, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Из ответа Коми Республиканского комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на запрос суда следует, что отказы от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы ни от МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", ни от администрации МО ГО "Воркута" в адрес комитета не поступало, в связи с чем, указанное соглашение распространяется на ответчика.
Доводы заявителей о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.
Судом первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, определена тарифная ставка (оклад) истца, с учетом приложения N 3 постановления администрации МО ГО "Воркута" от 15 октября 2018 года N 1449, и тарифного коэффициента 1, 08, установленного по 5 разряду по должности истца, с 01 марта 2021 года в размере 19 518 руб. 03 коп, с 01 января 2022 года в размере 20 804 руб.74 коп, с 01 июня 2022 года в размере 22 885 руб. 09 коп. (21189 руб. 90 коп. х 1, 08).
Оснований не согласиться с данным расчетом тарифной ставки (оклада) истца, не усматривается.
Исходя из положений части 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.
Вместе с тем, доказательств наличия таких обстоятельств, как и доказательств, свидетельствующих об обращении работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представителя работников к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", в материалах настоящего гражданского дела не содержится.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами нижестоящих судов в части разрешения исковых требований о перерасчете заработной платы исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, начиная с 01 марта 2021 года, а также взыскании компенсации, предусмотренной статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку в указанной части судебные акты не отвечают требованиям статей 198 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.
При таких обстоятельствах разрешение судом исковых требований путем возложения на ответчика обязанности произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с 01 марта 2021 года и выплатить задолженность с учетом компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации за несвоевременную выплату заработной платы, отпускных по день вынесения решения суда, без приведения в резолютивной части решения конкретной денежной суммы подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, а в описательно-мотивировочной части решения без приведения расчета указанной денежной суммы, фактически свидетельствует о не разрешении судом заявленных требований и не отвечает принципу исполнимости решения суда.
Кроме того, в случае возникновения спора между сторонами по размеру денежных сумм, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, стороны будут лишены возможности реализовать свое право по оспариванию данных сумм, на основании абзаца третьего статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду наличия вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда.
С учетом изложенного, судом первой инстанции в нарушение приведенных выше норм процессуального права не были созданы условия для правильного всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения норм материального права, что привело к принятию судебного постановления, не отвечающего требованиям законности и обоснованности, установленным статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Допущенные нарушения не были устранены и судом апелляционной инстанции при проверке решения районного суда.
При таких обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований статей 67, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. ст. 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 16 января 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.